Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 175 УДК 114: 115 А . В . Романов ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого »), Д . Б . Романова ( Тула , ЧУ ДО « Центр иностранных языков ») Тел .: (4872) 35-74-37, e-mail: kalin-dary@rambler.ru КАТЕГОРИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В ТВОРЧЕСТВЕ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА В статье анализируются взгляды известного русского поэта О . Э . Мандельштама на природу пространства и времени . Устанавливается природа и соотношение этих понятий , а также прослеживается эволюция представлений о них в мировоззрении поэта . Ключевые слова : О . Э . Мандельштам , пространство , время , Н . А . Бердяев , П . А . Флоренский , теория относительности , субстанция , релятивизм . Начало XX века в России обозначено активным культурно - философским процессом : новые философские теории , литературно - эстетические течения и др . Во всём мире происходят серьёзные изменения в научной , социально - экономической , политической сферах . Эти стремительные и непредсказуемые изменения ведут не только к трансформации научной картины мира , но и к переосмыслению творческой реальности , созданию новых направлений искусства , формирующих особую творческую картину мира . А . Г . Спиркин , говоря о философии искусства , выделяет следующие особенности художественной картины мира : « Во - первых , мир этот не есть порождение чистого вымысла , не имеющего никакого отношения к действительному миру . У автора может быть исключительно могучая фантазия , но то , что изображено в художественном произведении , к какому бы направлению и жанру оно ни относилось , являет собой своеобразную реальность , созданную по аналогии с объективной реальностью . Во - вторых , эта реальность , именуемая художественной картиной мира , есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни , но не сама жизнь . Художник интуитивно вкладывает в свое произведение помимо того , что входит в его замысел , и нечто , идущее из сферы бессознательного . В результате подлинное произведение искусства содержит неисчерпаемость истолкований , будто автору было присуще бесконечное количество замыслов . Этому способствует и значительная субъективность восприятия искусства . Ведь его содержание не передается полностью в рациональных терминах языка , как в науке . Для эмоций же их терминологическое обозначение лишь знак – под одним знаком скрывается огромное количество индивидуальных чувств и , соответственно , восприятий » [14, 215]. Если в своей обыденной или научной деятельности человек сам является частью мира , то в творческой деятельности он сам реализует « свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие » [14, 216]. И как составляющие части творческой картины мира выделим и рассмотрим категории пространства и времени . Пространство и время являются важнейшими формами бытия наряду с движением и системностью . В « Новейшем философском словаре » даётся такое определение категорий пространства и времени : « философские категории , посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений , которые отражают , с одной стороны , их со - бытие , сосуществование , с другой – процессы смены их друг другом , продолжительность их существования . Пространство и время являют собой несущую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=