Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 176 конструкцию любой известной до сих пор объяснительной картины мира . Определение хотя бы в самом первом приближении масштабов в пространстве и ритмики смены во времени всех действительных и потенциально мыслимых природных и общественных систем как процедура представления фундаментальных параметров бытия является необходимым условием не только процесса постижения мира человеком , но и осознания последним самого себя . Принципиально различными в трактовке пространства и времени в истории философии выступали подходы , постулирующие их как : а ) такие формы бытия , которые полностью автономны от тех явлений и вещных систем , которые в них « помещены » и в них существуют и являются ; б ) такие порядки , такие внутренние « меры » природно - социальных систем , которые задаются их взаимодействием и обусловлены их природой и характером . В модели мироустройства Ньютона пространства и времени трактовались как однородные , универсальные и абсолютные формы бытия . Идеи « пустого » пространства и абсолютного , автономного от человека времени были переосмыслены как философской традицией Декарта , постулировавшего их « заполненность » и обусловленность осуществляющимися взаимозависимостями и взаимодействием вещей и явлений , так и физикой ХХ в ., сформировавшей представление о едином « пространстве - времени », задающем многомерные метрики бытия и тем самым интерпретирующем время всего лишь как одну из координат многомерного пространственно - временного континуума . В истории философии было принято различать « объективное » время , могущее фиксироваться соразмерно процессам в микромире либо ритмам движения небесных тел ( и которому в таком смысле отказывает в праве на существование современная физика ), и время « субъективное », связанное с его осознанием людьми и распадающееся в зависимости от формы своей артикуляции на перцептуальное и концептуальное . В рамках концептуальных моделей возможно многомерное пространство , не апплицируемое на трехмерный мир , и нелинейные модели течения времени . В философии XX в . доминирует понимание времени как условия возможности , как предпосылки субъективности и объективности в любом их модусе , а следовательно , постулирование того , что время отсутствует и в субъекте , и в объекте , и « вовне » и « внутри » ( М . Хайдеггер )» [13, 745]. Касательно гносеологического статуса исследуемых нами категорий существовали самые противоположные мнения . Однако , резюмируя их , А . В . Панин отмечает следующее : « Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия , другие – чисто субъективными понятиями , характеризующими наш способ восприятия мира . Были и философы , которые , признавая объективность пространства , приписывали чисто субъективный статус категории времени , и наоборот » [2, 325]. На сегодняшний день большинство мыслителей придерживаются мнения , что пространство и время являются объективными характеристиками бытия . На основе отношения пространства и времени к материи выделяют две концепции : субстанциальную и реляционную . В субстанциальной концепции пространство , время и материя представляются как самостоятельные субстанции , существующие независимо друг от друга . Приверженцы реляционной концепции рассматривают пространство и время как « системы отношений , образуемых взаимодействующими материальными объектами . Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими » [2, 326]. Созданная в начале XX века теория относительности вынудила учёных отказаться от субстанциального подхода . Как свойства пространства и времени А . В . Панин выделяет следующие : « К свойствам пространства относятся протяженность , однородность и изотропность ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=