Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 181 − эти слова О . Мандельштама о современниках характеризуют и его раннюю лирику . Первый период творчества поэта включает в себя сборник « Камень » и ознаменован размышлениями автора о загадках бытия . Для раннего Мандельштама характерно ощущение хаотичности бытия ; символом мира , вселенной становятся омут , туман , характерные эпитеты – « вязкий », « топкий », « холодный » и т . д . Из омута злого и вязкого Я вырос , тростинкой шурша , И страстно , и томно , и ласково Запретною жизнью дыша . И никну , никем не замеченный , В холодный и топкий приют … Однако этот хаос « родимый » и рождающий . Отсюда , по мысли Л . Г . Кихней , « всякое возвращение , по Мандельштаму , – это возвращение в родное лоно »[9, 55]. Рационализируя художественный текст , как это делал и о . Павел Флоренский , О . Мандельштам представляет его пространство в виде объёмного изображения . С . С . Аверинцев отмечает : « Поэзия , по Мандельштаму , – пространство даже не трехмерное , а четырехмерное . Можно понять , что поэт только и занимается восставлением « перпендикуляров », что он весь – поперек и наперекор самому же себе (« себя губя , себе противореча ...») и что это – не только от странностей психологии , от извилин биографии , но прежде всего потому , что иначе ему не освоить полноты измерений своего мира . По крайней мере , таков поэт мандельштамовского склада » [1, 165]. О . Мандельштам известен как поэт , свободно путешествующий во времени : в его лирике Античность переплетается с современностью , древние цивилизации переживают события будущего и наоборот . Как пишет Александр Генис , « вместо традиционной синтаксической сцепки Мандельштам вслед за Бергсоном предлагает композицию , освобожденную от времени : «... связанные между собой явления образуют как бы веер , створки которого можно развернуть во времени , но в то же время он поддается умопостигаемому свертыванию ». Причину Мандельштам заменяет связью . Это делает поэзию принципиально анахроничной . В поэтической вселенной – все современники , тут нет прогресса , нет эволюции , нет прошлого и будущего , есть только настоящее , в котором сосуществуют освобожденные от времени художественные произведения всех времен и народов » [6, 37]. По мнению Мандельштама , искусство – некая высшая реальность . Художественное пространство обладает памятью , в которой хранятся воспоминания о всех временах . Это проявляется в том , что произведения прошлого неизменно отражаются в искусстве настоящего . О . Мандельштам пытается преодолеть первородный хаос введением в текст предметов обыденной жизни . Таким образом , пространство становится зримым и ощутимым . По замечанию Л . Г . Кихней , « стихотворное пространство организовано таким образом , что повседневные бытовые вещи оказываются эстетически приравнены к высоким понятиям . Быт становится бытием , а бытие – бытом » [9;60]. В этой ситуации реальное пространство смешивается с ирреальным , материальное – с духовным : Только детские книги читать , Только детские думы лелеять . Все большое далеко развеять , Из глубокой печали восстать . Или : Невыразимая печаль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=