Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 189 создал технику « дриппинга », при которой исчезает всякая необходимость в кистях , поскольку художник , двигаясь вокруг холста расстеленного на полу , свободно разбрызгивал краски из банки . Таким образом картина состоит лишь из этих брызг краски . Основанная на жесте , эта форма выражения , была воспринята многими американскими и европейскими художниками и стала называться « живописью действия »; в ней проявляется высшая степень свободы замысла и неожиданность его осуществления , что и стало характерной чертой послевоенного абстрактного искусства . « Ее можно сопоставить с живописными концепциями древнего Китая и Японии , которые еще в 1930- е оказали влияние на некоторых художников ( Тоби , Биссье ). Но чтобы точно определить это искусство , рационального разделения между абстракцией и фигурацией оказывается уже недостаточно . Число собственно абстрактных художников было достаточно ограничено . Гораздо более многочисленны те , кто в течение своего развития проходил стадию увлечения абстракцией ( Н . де Сталь ). Но есть и такие , которых широкая публика склонна рассматривать как абстракционистов ( Виера да Сильва , Манессье , Базен ), исходя из того , что их картины не изображают ничего « узнаваемого » [6]. Определение « абстрактный экспрессионизм » придумал Альфред Барр для живописи Кандинского и использовал этот термин в своей истории абстракционизма ( опубликована в каталоге выставки « Кубизм и абстрактное искусство » в 1936 году ). Применительно к американской живописи это название впервые употребил Роберт Коэтс в выставочном обзоре 1946 года . С тех пор понятие абстрактного экспрессионизма укрепилось за достаточно широким , стилистически и технически пестрым полем абстрактной живописи ( а позже и скульптуры ), получившей бурное развитие в 50- е гг . в США , в Европе , а затем и во всем мире . Вслед за сюрреализмом абстрактный экспрессионизм продолжил « освобождение » искусства от какого - либо контроля разума и логических законов , поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника , его подсознания в хаотических , абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное , автоматическое нанесение красок на холст , происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний . В стремительном ритме художники покрывали поверхность холста крупными энергичными мазками , в буквальном смысле слова выплескивая на него потоки « свободно струящегося цвета ». При этом нередко прибегали к приему дриппинга , изобретателем которого был Дж . Поллок . Этот экспрессивный метод письма считался не менее важным , чем само произведение , поэтому процесс создания картины часто происходил публично . Перед зрительской аудиторией разыгрывался целый спектакль , в котором жесты и движения художника играли такую же активную роль , как и потоки краски , падающие и разливающиеся по холсту [7]. Этот способ писать картины был назван Харольдом Розенбергом , – « живопись действия », определение , точно подчеркивающее физический акт создания картины . « Живопись действия » отвергала традиционно окрашенную поверхность картины . Краска появлялась на полотне или на бумаге как след свободного жеста , произвольного движения руки . Считалось , что любое бессознательное действие есть отражение характера и психологического состояния художника , и именно в этом заключается смысл изображения . Однако в полотнах Поллока , как бы ни были они густо « заляпаны », чувствуется забота о декоративном распределении красок , о сочетаемости пятен , а значит , контроль со стороны автора , сознательность построения композиции . Джексон Поллок утверждал , что создает « ни в коем случае не хаос », все его движения автоматически точны , а краска падала и текла именно туда , как требовала художественная воля , определял как « естественное развитие из необходимости », когда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=