Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 23 которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата . В связи с тем , что одна и та же система может рассматриваться с различных точек зрения , системный подход предполагает выделение определенного системообразующего параметра , т . е . свойства , обусловливающее поиск совокупности элементов системы , сеть связей и отношений между ними , ее структуру . В виду того , что любая система находится в определенной среде , то системный подход должен учитывать ее связи и отношения с окружением . По мнению П . К . Анохина , « функциональная система является первичной формой интеграции , для которой характерны такие свойства и типы функционирования , каких нет у отдельных частей органов и в обособленных процессах ». Системный анализ , как методологический инструмент изучения различных сложных процессов , позволяет объяснить механизм качественно новых свойств целого , отсутствующий у его частей ( подсистем и их звеньев ). Система , обеспечивающая адаптированную психическую деятельность , как и любая другая функциональная система , представляет собой определенную совокупность подсистем , соединенных относительно жесткими связями . Согласно концепции П . К . Анохина , функциональная система , обеспечивающая поведенческий акт , включает в качестве важнейшей основы афферентный синтез , программирующий действие с учетом фило - и онтогенетической памяти , обстановочной афферентации и доминирующей мотивации . В случае успешной адаптированности психической деятельности принятие решения предполагает учет ожидаемого будущего результата . Согласно модели ожидаемого результата и строится « поведенческая программа ». Принятие и выполнение решения связаны с функциональной активностью « акцептора результатов действия ». Благодаря аппарату памяти и обратной афферентации « акцептор результата действия » прогнозирует ( опережает ) отражение действительности , контролируя при этом и корригируя поведение . При психотравмирующих ситуациях возникают отрицательные эмоции . Это приводит к более энергичному поиску путей удовлетворения потребности , что в свою очередь может привести к нарушению афферентного синтеза , рассогласованию в деятельности аппарата , оценивающего результат действия , и в конечном итоге — к искаженной оценке ситуации и неправильному поведению . На основе изучения физиологических механизмов психических явлений , Н . П . Бехтерева предполагает , что обеспечение психической деятельности осуществляется корково - подкорковой структурно - функциональной системой со звеньями различной степени « жесткости ». Увеличение количества « гибких звеньев » в системе контроля психической деятельности является , по ее мнению , основным принципом усложнения мозговых систем . Адаптационные возможности человека , в сравнении с различными видами животных , имеют не только биологическую , но и развитую социальную базу и определяются наиболее широким фондом набора « гибких звеньев », позволяющих при взаимодействии с окружающим удерживать « существенные переменные в физиологических пределах ». В . А . Энгельгард обращает внимание на три элемента , которые обеспечивают системную деятельность и порождают ( на основании связей между отдельными элементами системы ) функциональную активность новой « целостности »: 1) взаимодействующая система связей между частями целого ; 2) утрата некоторых свойств части при вхождении в состав целого ; 3) появление у возникшей целостности системы новых свойств , обусловленных как свойствами составных частей ( подсистем и их звеньев ), так и возникновением новых систем межчастных связей . В . А .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=