Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 26 УДК 159.9.01 А . В . Забелина ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: ( 4872) 35-14-88, доб . 20-21, e-mail: annavzabelina@mail.ru ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В статье анализируются взгляды зарубежных и отечественных исследователей на феномен самоактуализации личности . Самоактуализация соотносится с самореализацией , личностной зрелостью и психологическим здоровьем , выделяются особенности самоактуализации личности . Автор рассматривает самоактуализацию как основополагающее свойство психологически здоровой , зрелой личности , стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала , к саморазвитию , сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт . Ключевые слова : самоактуализация личности , самореализация , личностное развитие , личностная зрелость , психологическое здоровье . В современном мире процесс формирования личности определяется ускоренным развитием техники и технологий , появлением инноваций . Постоянно меняющееся общество ставит перед человеком задачу одновременного существования в различных культурных пластах , приспособления к изменчивым обстоятельствам . Коммуникативное , интерактивное и перцептивное общение объединяют людей в единое целое . Но одновременно с этим виртуальная реальность , сопровождающая процесс информатизации , духовное отчуждение - изолируют , обособляют людей друг от друга , от общества . В процессе социализации человек устанавливает различного рода связи с другими людьми , с имеющимися у них знаниями и опытом . Эти связи могут выступать основой саморазвития , способом преодоления себя и средством актуализации . В процессе индивидуализации человек познает окружающий мир и самого себя , постепенно переходит от познания к самопознанию , от оценки к самооценке , от внешнего контроля к самоконтролю . Все эти процессы , требующие от человека активности действия и самоактуализации , дают возможность человеку преуспевать в постоянно меняющемся обществе и стать конкурентно способной личностью [1]. Философский и психолого - педагогический анализ проблемы самоактуализации личности имеет , не только мировоззренческое и методологическое , но и практическое значение . Наибольшую остроту данная проблема приобретает в современную эпоху модернизации всех сфер жизнедеятельности человека и общества , когда развитие инновационного общества сталкивается с все новыми проблемами . Понятие « самоактуализация » традиционно связывают с одной из зарубежных теорий личности , развивавшейся в рамках гуманистической педагогики и психологии . Однако феномен самоактуализации изучается и в рамках философии , социологии , биологии , в связи с различными концепциями и на разных уровнях обобщения . Это отразилось в многообразии трактовок понятия « самоактуализация », в наличии синонимических понятий . В науке используются различные термины , близкие по значению к этому понятию : « самоутверждение », « самовыражение », « самораскрытие », « самодеятельность », « самовоспитание », « самосовершенствование », « самореализация », « трансценденция ». В философских исследованиях понятие « самоактуализация » рассматривается в качестве составляющего элемента понятия « самореализация », а иногда и как его синоним . Само понятие « самореализация » в философии трактуется неоднозначно .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=