Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 27 Анализ различных философских исследований позволил установить , что на определение данного понятия влияют социально - экономические , социально - политические и морально - этические характеристики каждой исторической эпохи . Самореализация в учениях Аристотеля связана с самосовершенствованием духа и тела , в работах Гегеля она рассматривается в контексте саморазвития абсолютной идеи и т . п . В классических трудах марксизма - ленинизма определяется как самоосуществление личности . В марксистской философии самореализация личности рассматривается как процесс « опредмечивания и распредмечивания », суть которого состоит в том , что личность , распредмечивая формы осуществленного социального опыта и культуры , опредмечивает свою внутреннюю человеческую сущность . Анализируя различные подходы к объяснению механизма самореализации , можно глубже разобраться в сущности понятий « самореализация » – « самоактуализация ». Приоритет в исследовании феноменальных факторов самоактуализации принадлежит зарубежным ученым , где эта проблема разрабатывалась в контексте феноменологических , экзистенциальных , гуманистических и трансперсональных концепций личности ( К . Гольдштейн , А . Маслоу , К . Роджерс , Р . Ассаджоли и др .). Впервые понятие « самоактуализации » появилось в работах нейрофизиолога К . Гольдштейна , который в начале двадцатого века занимался исследованиями повреждений мозга в результате ранения . Он понимал самоактуализацию как преобразование способностей личности после перенесенного ранения . Он писал о том , что организм человека управляется тенденцией актуализировать свои способности . И считал , что способности человека определяются его потребностями . Рассматриваемое понятие было заимствовано у К . Гольдштейна его учеником А . Маслоу , который стал использовать термин « самоактуализация » как « полноценное развитие человека » [2], предопределенное биологически . Самоактуализация означала для него тенденцию к реализации внутреннего потенциала личности , то есть самореализацию ее потенций . Самоактуализировавшийся человек представляется А . Маслоу не как человек , которому что - то добавлено , а как « обычный человек , у которого ничего не отнято » [3]. По его мнению , у среднего человека подавлены и блокированы способности и таланты в отличие от самоактуализирующегося человека , который реализует свою индивидуальность , так как имеет меньше различных психологических защит . Свои исследования А . Маслоу проводил с людьми , которые казались ему в жизни наиболее успешными : у них было любимое дело , они не были завистливы и работали на благо всего человечества . И у них было общим то , что они стремились к постоянному развитию своих способностей и талантов . Для К . Роджерса , который занимался проблемами развития человеческой личности , самоактуализация означает тенденцию организма продвигаться в направлении к зрелости . Самоактуализация – это обозначение силы , заставляющей человека развиваться на самых разных уровнях . Он полагал , что существует основополагающий аспект человеческой природы , который побуждает человека двигаться к большему самосоответствию и к более реалистичному самофункционированию . Он говорит о том , что такое поведение свойственно не только людям , а вообще всему живому . К . Роджерс подчеркивает , что стремление выразить себя и реализовать способности организма усиливает самость человека [4]. К . Роджерс не включает в свою формулировку самоактуализации религиозные и духовные аспекты , говоря о том , что в каждом человеке есть внутреннее стремление становиться компетентным и настолько способным , насколько это возможно для него биологически .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=