Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 45 креативные , личностные составляющие и др . Естественно , такое многомерное понимание одаренности отражается и на обосновании критериев и признаков одаренности . В настоящее время исследователями признано существование различных видов одаренности , каждый из которых имеет свои признаки . Важным видом одаренности является умственная одаренность , которая , согласно мнению отечественных ученых , лежит в основе развития других видов одаренности . Исходя из этого , на основе анализа литературы по данной проблеме и обобщения теорий разных исследователей мы выделили основные критерии и признаки умственной одаренности . В качестве критериев умственной одаренности в нашей программе рассматриваются следующие : • соответствующие психофизиологические свойства индивида ( Н . С . Лейтес , А . Н . Голубева ); • умственные способности , или интеллект ( В . Штерн , Л . Термен , Дж . Рензулли , Н . С . Лейтес , Н . Б . Шумакова ); • творческие способности ( Дж . Гилфорд , П . Торренс , Дж . Рензулли , А . М . Матюшкин , Д . Б . Богоявленская ); • познавательная мотивация ( А . М . Матюшкин , Д . Б . Богоявленская , В . С . Юркевич , Дж . Рензулли ); • социально - личностные особенности ( А . М . Матюшкин , Д . Б . Богоявленская , Ю . Д . Бабаева , К . Хеллер и др .). Психофизиологический критерий характеризуют такие показатели , как : • свойства высшей нервной деятельности ( сила нервной системы , уравновешенность , подвижность нервных процессов и др .) как предпосылки способностей и одаренности ; • успешность выполнения деятельности ; • умственная работоспособность ; • активность ; • саморегуляция и т . д . Интеллект диагностируется по следующим признакам : • интеллектуальная активность ; • более быстрое по сравнению со сверстниками развитие мышления , речи и других познавательных процессов ; • наличие интеллектуальных эмоций ( удивление , любопытство , любознательность ); • социальный интеллект ( сочетание умственных способностей и социальные навыки взаимодействия с другими людьми ); продуктивное мышление ; • абстрактно - логическое мышление ; • наличие развитых компонентов теоретического мышления ; • восприимчивость к учению , обучаемость ; • интеллектуальная инициатива ; • самостоятельность мышления и способов действия ; • проектное мышление ; • возможность прогнозирования и предвосхищения ; • индивидуальный познавательный опыт ; • мнемические способности и т . д . Показателями наличия творческих способностей являются : • дивергентное мышление ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=