Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 55 З . Фрейд считал , что все человеческие влечения и привязанности , будь то дружба , родительская любовь имеют , в конечном счёте , инстинктивную природу , являясь формами полового влечения , либидо [18, 17]. Эросом он считал любое объединение , например разговор , еду , чтение книги и т . п . Такой любви родоначальник психоанализа противопоставлял стремление к распаду , разрушению , так называемый Танатос [17, 207-243]. Согласно теории З . Фрейда , человеку присуща врождённая бисексуальность . На самых первых стадиях сексуального развития половые различия не играют ведущей роли , поскольку первым объектом любви , как для мальчиков , так и для девочек , является мать . В период же эдиповой фазы у девочек происходит смена как эрогенной зоны , так и объекта любви , в то время как у мальчиков такие перемены не происходят . Выбор объекта любви ( мужчины ) женщиной , согласно Фрейду , осуществляется по нарциссическому принципу , соответственно идеалу мужчины , которым она хотела бы быть . При сохранении привязанности к отцу , объект любви выбирается по типу отца , что часто сопровождается сохранением враждебности к матери [15,178-177]. Большое влияние на философскую и психологическую мысль внесли взгляды Эриха Фромма , подробно представленные им в труде « Искусство любить ». По его мнению , любовь есть деятельная озабоченность , заинтересованность в жизни и благополучии того , кого мы любим . Где нет такой озабоченности , там нет и любви [3,53]. Кроме того , что любить значит всегда отдавать , это всегда значит также заботиться , нести ответственность , уважать и знать [19, 177]. Жан - Поль Сартр исследует феномен любви с экзистенциально - феноменологической позиции . Феномен любви здесь не выводится из инстинктов , или божественного предопределения , или социальных отношений , а рассматривается в аспекте диалогической связи " я " и " другого ", стремления личности завоевать себе свободу и признание , найти опору и оправдание своего бытия . В понимании Сартра , любовь – это предприятие по отвоеванию моего бытия у другого путём овладения его . Исследуя феномен любви , Сартр , очевидно , имел в виду любовь вообще , а не только половую . Сартр называет любовь " предприятием " потому , что она – не какая - то сама по себе существующая " сила ", довлеющая над свободой человека ( вроде " инстинкта "), а преднамеренное " проектирование " и осуществление человеком своих возможностей и действий [9, 159-160]. Тема любви занимает важное место в гуманистической теории Абрахама Маслоу , который предполагал , что присущие человеку потребности , в том числе потребность в любви , врождённые , или инстинктоидные . Маслоу выделял два вида любви взрослых людей : « дефицитарная », или Д - любовь , и бытийная , или Б - любовь . Д - любовь основана на дефицитарной потребности – это любовь , стремящаяся получить то , чего нам не хватает , например , самоуважение , секс или общество кого - то , с кем мы не чувствуем себя одинокими . Это эгоистичная любовь , которая берёт , а не даёт . Б - любовь , наоборот , основана на осознании человеческой ценности другого , несмотря на его несовершенства . Она не собственническая , не назойливая , и , в основном , касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе , самоприятия , чувства значимости любви – всего , что позволяет человеку расти [3]. Существует также подход к пониманию любви как взаимовыгодного обмена , который Хатвилд , Бершид и др . назвали принципом справедливого распределения : то , что вы и партнёр получаете от ваших взаимоотношений , должно быть пропорционально тому , что каждый из вас в них вкладывает [21, 404]. Однако , на наш взгляд , кажется нелепым , что чувство , называемое любовью , связано с такими экономическими подсчётами . Вряд ли люди , находящиеся в отношениях , постоянно взвешивают свои вклады и полученное .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=