Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 58 По результатам сравнительного анализа шкал незаконченных предложений выходит , что статистически значимых различий между юношами и девушками нет . Этот результат представляет интерес , так как существует мнение , что уже в юношеском возрасте девушки оценивают любовь выше , нежели юноши . Хотя по результатам нашей выборки среднее значение отношения к любви несколько больше у девушек , повторимся , что различия статистически не значимы . При этом стоит заметить , что семейные смыслы жизни и у девушек , и у юношей занимает первое место в системе ценностей , что также подтверждается и выбором такого вида любви , как любовь к родителям большинством респондентов как наиболее значимого . Юноши и девушки , видимо , более ориентированы на семью , на родителей . Для девушек семейные смыслы жизни стоят несколько выше в системе ценностей , чем для юношей , что оправдывается сложившимися стереотипами в обществе . На втором месте по средним значениям у юношей преобладают экзистенциальные смыслы ( любовь , свобода , жизнь ), у девушек они расположены на третьем месте . Это неудивительно , так как и отношение к свободе и жизни у юношей более позитивно окрашены в отличие от девушек . Старшеклассники на данном этапе жизни озабочены поисками своей второй половины , выстраиванием любовных отношений . Данную особенность отмечает и Р . Хавигхерст в качестве возрастных задач [16, 148-149]. Большинство старшеклассников относят к противоположным любви явлениям чувства , наполненные негативными эмоциями ( чаще всего ненависть ) и чувство полного отсутствия эмоций ( определяемое старшеклассниками как равнодушие ). Такие взгляды можно встретить и у психологов . Так , М . Я . Дворецкая описывает любовь и ненависть как чувства антиподы , она отмечает , что ненависть – это тоже « любовь », но не созидающая , а разрушающая , она заполняет пустоты любви , именно поэтому существует вечный маятник : любовь – пустота – ненависть [8, 72]. Пустота может быть синонимом равнодушия и безразличия в данном исследовании . По нашему мнению , как равнодушие , так и ненависть появляются при наличии страха , когда человек не готов любить и , из - за боязни открыться , поддаётся действию негативных переживаний или наоборот погружается в безразличие . Старшеклассники представляют любовь как абстрактный , « отчуждённый » феномен , их представления о любви носят экстериоризированный характер , в большей мере относятся к построению межличностных отношений и не распространяются на будущую профессию . В ходе нашего исследования были обнаружены « мишени », на которые можно делать упор при проведении психологической помощи старшеклассникам : это , в первую очередь , низкая осознанность представлений о любви , во - вторых , у старшеклассников отсутствует понимание собственной роли в процессе построения любовных и дружеских отношений , и , в - третьих , непонимание значимости любви к профессии для дальнейшей жизни . Однако проблема осознания представлений о любви является комплексной , это многоуровневый процесс , предполагающий работу со всеми группами , которые задействованы , в частности как с самими старшеклассниками , так и с администрацией и педагогами школ , а также с родителями . Этимология слова « помощь » заключается в его корнях , таких как « мощь », « мочь », следовательно , помогающая деятельность направлена на активацию внутреннего психического ресурса человека . Практическое обеспечение процесса психологической помощи зависит от ряда аспектов , определяющих её характер и направление . Первый аспект – актуальность и готовность к принятию помощи – является необходимым условием её оказания . Второй – готовность к оказанию

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=