Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 64 представители мужского пола более агрессивны по сравнению с женским полом . Однако , в последнее время ситуация существенно меняется , девочки все чаще демонстрируют агрессивные формы поведения . Как отмечает И . С . Клецина , этот процесс можно объяснить изменениями , происходящими в обществе , началом маскулинизации девочек [3]. Учет гендерных особенностей при профилактике агрессивного поведения подростков позволяет более эффективно бороться с данной проблемой . Игнорирование актов агрессивного поведения мальчиков и девочек - подростков как способ предупреждения и « снятия » агрессии оказывается неэффективным , так как грозит плохими последствиями и может вести к дальнейшему развитию агрессивного поведения , превращения его в привычную форму поведения личности . Психологи и педагоги отмечают что , если родители игнорируют акты агрессии подростка , то оно найдет подкрепление в кругу общения подростка , не ограничивающемся семьей [1,4]. Наказание также рассматривается в качестве способа профилактики агрессивного поведения . Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут совсем и могут проявиться в ситуациях , где угроза наказания слабее . Как считает В . В . Глебов , в работе по профилактике может использоваться метод дискуссии [2]. Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов . Результатом ее может быть общее соглашение , лучшее понимание , новый взгляд на проблему , совместное решение . Дискуссия предполагает общение , что является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте . Она высокоэффективна для закрепления сведений , осмысления проблемы и формирования ценностных ориентаций . Метод дискуссии может проводиться в общем коллективе , но более эффективно целый ряд вопросов можно обсудить отдельно с мальчиками и с девочками . Профилактику нужно проводить исходя из того , что развитие ребёнка осуществляется в деятельности , поэтому необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность , которая создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых . Еще одним из условий эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности , посредством которой подросток научается желать внимания и одобрения окружающих . На основании результатов теоретического анализа психологической литературы и проработки ряда источников из практической психологии , мы осуществили подбор комплекса психодиагностических методик для выявления особенностей агрессивного поведения подростков ( Методика диагностики показателей и форм агрессии А . Басса и А . Дарки ; « Оценка агрессивности в отношениях » А . Ассингера ; « Самооценка психических состояний » по Г . Айзенку ; « Диагностика коммуникативной толерантности » В . В . Бойко ; « Типы поведения в конфликте » К . Томаса ). Реализация комплекса психодиагностических методик на констатирующем этапе исследования позволила сделать вывод о высокой агрессивности и враждебности подростков . Показатели индекса агрессивности превышают допустимую норму . Преобладающим типом агрессивного поведения для мальчиков является вербальная агрессия , раздражительность и чувство вины , тогда как для девочек характерны физическая и косвенная агрессия . Часть подростков характеризуется низким уровнем коммуникативной толерантности . У некоторых зафиксирован высокий уровень агрессивности в отношениях .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=