Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 7 посвящаемого в « знание жизни ». Следы такого посвящения запечатлелись также в христианском обряде крещения . О сакральном значении воспитания говорит и Кант , утверждая , что в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы . Если бы когда - нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка , замечает он , тогда действительно увидели бы , что может выйти из человека . В русской философии идею целостного воспитания развивал С . И . Гессен . Он рассматривал воспитание как многоплановый процесс , протекающий на уровне биологического , социального , духовно - культурного и духовно - религиозного бытия . На первом уровне воспитание выступает в виде обучения навыкам , формирования привычек , « опеки » и « дрессировки ». На втором , социальном , уровне воспитание связано с формированием члена социальной группы , с « обработкой » молодого поколения соответственно потребностям социума . На третьем , духовно - культурном , уровне воспитание означает приобщение к культурным ценностям , осуществляемое посредством образования , т . е . впитывания культурного наследия человечества . Наконец , на четвертом , духовно - религиозном , уровне смысл воспитания заключается в спасении души , т . е . в духовном преображении человека , в его втором , духовном , рождении . Утрата этической духовности и забвение истинного смысла воспитания превращают его из таинства в науку или , в лучшем случае , в искусство . В этих условиях высшая цель воспитания состоит в том , чтобы сделать человека « существом со свободной волей » ( Гегель ). Согласно Канту , воспитывать – значит создавать свободно действующую личность , обладающую внутренней ценностью в своих собственных глазах . Это – высшее , чего может достичь « школьное » этическое образование . Именно на этой основе возможно формирование профессиональных этических качеств , суть которых в гармоничном соотношении свободы и ответственности . Литература 1. Гадамер Х . Г . Истина и метод : основы философской герменевтики : пер . с нем / общ . ред . и вступит . ст . Б . Н . Бессонова . М .: Прогресс , 1988. 704 с . 2. Гегель Г . В . Ф . Энциклопедия философских наук . Т . 3. Философия духа . М .: Мысль , 1977. 471 с . 3. Гегель Г . В . Ф . Философская пропедевтика // Работы разных лет . В 2 т . М ., 1971. Т . 2. С . 61–67. 4. Гессен С . И . Основы педагогики : введение в прикладную философию : учеб . пособие для вузов . М .: Школа - пресс , 1995. 448 с . 5. Гессен С . И . Мое жизнеописание // Вопросы философии . 1994. № 7–8. С . 170– 173. 6. Мифы народов мира . Энциклопедия . В 2 т . М .: Советская энциклопедия , 1987. Т . 1. 212 с . 7. Кант И . О педагогике // Трактаты и письма . М .: Наука , 1980. С . 405-504. 8. Лессинг Г . Э . Воспитание человеческого рода // Человек : Мыслители прошлого и настоящего о его жизни , смерти и бессмертии / сост . П . С . Гуревич . М .: Политиздат , 1991. С . 378–386. 9. Наторп П . Философия как основа педагогики : пер . с нем . / предисл . Г . Г . Шпетта . М .: Издание Н . Н . Клочкова , 1910. 106 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=