Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 71 педагогической системе . Анализ практики в контексте вышесказанного свидетельствует о том , что организационная структура современной системы не позволяет выстроить воспитательный процесс с учетом всего многообразия личностных потенциалов . Диктат времени меняет существующую систему образования в сторону утилитарности , конкретности , то есть в противоположную сторону от бесконечной природы личности . В то же время неэффективны и крайние варианты : индивидуализм с отсутствием всяких ограничений , ведущий к беспределу в отношении к другим , и тотальный запрет , уничтожающий в человеке личность . Учитывая , что образовательные модели строятся с учетом конкретной культуры , содержание бесконечного культурно обусловлено . Его вершину ( стержень ) выражает категория идеала , которая фиксирует универсальную и всеопределяющую единицу культурной системы , проявляющуюся на всех уровнях ее функционирования – ценностном , онтологическом , праксеологическом . Получая вербальное оформление ( в рамках философии , культурологи ), они становятся главными условиями для формулировки целей и критериев образования и воспитания . Таким образом , и современная философия образования подтверждает , что условием эффективности процесса обучения является ориентация его на абсолютные духовно - нравственные ценности , так как духовное стремление человека есть всегда усилие « вверх ». Человек не может стать творцом истинной культуры , не чувствуя себя « предстоящим » именно тому , что он должен осуществить в своем культурном творчестве . В данном случае речь идет не просто о декларируемом идеале или субъективно осознанной и признанной ценности – духовно - нравственная вертикаль должна носить персонифицированный характер , то есть ее носителем должна быть вполне определенная личность , ее образ , который становится точкой отсчета в процессе достижения подобия [1, 235-236]. Следует отметить , что в процессе передачи ценностей механизмы коммуникации , опирающиеся на мышление и воображение , не работают , поскольку ценности существенно отличаются от знаний по самой своей природе – они выражают не отношения между объектами , а отношения между объектом и субъектом . Ценности нельзя рационально выучить или изучить – они должны быть приняты личностью , пережиты ею в контексте собственной биографии . В процессе духовного диалога человек отождествляет себя с образом – персонифицированным носителем ценности , стремится достичь с ним духовной общности . Однако в любом случае образование и обучение будут эффективны тогда , когда желаемые качества рассматриваются проекцией идеала , когда их выращивание будет осуществляться в контексте бесконечных феноменов культуры и социума . В этом случае сущностью воспитания , по Толстому , станет принятие человеком идеала как формы бытия бесконечного и включение его в собственную жизнь . Именно феномены бесконечного становятся источником творчества и основой нравственности . Поэтому включение в педагогический контекст образцов для подражания является важнейшим условием эффективности не только воспитательного процесса , но и всей образовательной деятельности . Стать точкой отсчета в определении смысла жизни , задать планку личностного и профессионального совершенства , пробудить в человеке энергию самосозидания может лишь та личность , которая максимально полно осуществила своё человеческое предназначение . Отсюда становятся понятными те высокие требования , которые предъявлялись Л . Н . Толстым к личности учителя , его деятельности , в центре внимания которой – ребенок как активный « субъект » познания . В своих педагогических сочинениях Толстой противопоставил живых крестьянских детей , учеников Яснополянской школы , обездвиженной логической схеме , абстракту , гносеологическому субъекту . Его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=