Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 75 - « узнать к какой специальности какой ученик имеет склонность ». С точки зрения Л . Н . Толстого , свобода не нарушает воспитательного влияния . Он писал : « А то я буду говорить ученику , что не надо в жизни насилия , а над ним буду совершать самое тяжелое умственное насилие » [3, 447]. Л . Н . Толстой представлял распределение времени и часов занятий так : « Всех часов бдения – 16. Половину из них полагаю , с перемежками отдыха , игры ( чем моложе , тем длиннее ), на воспитание , в тесном смысле – просвещение , т . е . на работу для себя , семьи и других : чистить , носить , варить , рубить и т . п . … Другую половину отдаю учению . Представляю ему избирать из 7 предметов то , к чему его тянет » [3, 448]. Рассуждая о содержательном наполнении учителем педагогического процесса в сочетании со свободной его организацией , Л . Н . Толстой писал : «… что главная и единственная забота людей , занятых вопросами образования , может и должна состоять прежде всего в том , чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное и нравственное учение и , выработав таковое , поставить его во главе образования » [3, 456-457]. В этом , по мнению Л . Толстого , единственное дело не только образования , но и других наук , потому что «.. наилучшим образом отвечая на те , одни и те же , вопросы , которые везде и всегда ставит себе всякий разумный человек , вступающий в жизнь , она содействует благу как отдельного человека , так и всего человечества » [3, 457]. Важное значение Л . Н . Толстой придавал учебной литературе как средству и условию успешной педагогической деятельности учителя в рамках образовательного процесса . Он отмечал , что в России « нет ни одной новой статьи для детского чтения , ни одной грамматики русской , ни славянской , ни славянского лексикона , ни арифметики , ни географии , ни истории для народных школ » [3, 309]. В этой связи им были созданы оригинальные учебные книги , ориентированные на интересы народа . Таким образом , онтологизация педагогического процесса понималась Толстым как соответствие содержания образовательной деятельности учителя , структуры педагогического процесса реалиям бытия . На наш взгляд , необходимость мировоззренческой переакцентировки « от простого к сложному », от « целого к частному » в вопросах организации образования как процесса вызвана осознанием Толстым бесперспективности « атомизированного » мировоззрения , неизбежно ведущего человечество в тупик и экзистенцианальный вакуум . Следует заметить , что в качестве актуальнейших направлений современной педагогики целостного развития личности предлагается введение в учебные программы духовной истории , использование традиционной народной системы воспитания , включающей характерное для каждого народа восприятие человека и мира . Одним из реальных направлений возврата к целостности в рамках образовательной деятельности является интенсивное обращение к текстам отечественной гуманитарной культуры . О значимости отечественного пласта гуманитарной культуры как необходимого элемента формирования личности свидетельствует опыт ряда стран , относящихся к постиндустриальной цивилизации ( США , Японии , Франции , Италии , Германии ) – в каждой из них значительное место в образовательных программах занимает гуманитарная подготовка , основанная на изучении текстов национальной культуры . Следовательно , современная педагогическая теория и практика подтверждают справедливость общей позиции Л . Н . Толстого в отношении структурирования и содержательного наполнения образовательного процесса . Следует подчеркнуть специфичность понимания Л . Н . Толстым психолого - педагогических условий данного процесса : 1. Ученик - активный субъект познания , а педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство развития личности учащегося на основе их

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=