Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 79 проходя в краткой , сокращенной форме сам путь открытия , идеи . Объясняя эту мысль , Толстой писал , что « передавать науку » можно следующим путем : « Найти эти обобщения , и от них , представляя новые факты , переводить на высшие – вот , следовательно , задача педагогики . Задача одинаковая в одном человеке с задачей в человечестве , но не обратная , как будто предполагается всеми учебными книгами и руководствами » [3, 35]. По мнению Л . Н . Толстого , такой способ организации учебной деятельности должен содействовать развитию у учащихся « высших » способностей - рефлексии , стремления к анализу , оценке , воображению , « поэтического чутья ». Эти способности в понимании Толстого – базовые , как в интеллектуальном , так и нравственном развитии детей . Предложенное им « развёртывание » учебного материала , идентичное пути получения открытия в науке , и требование самостоятельных действий учащихся при прохождении этого пути под руководством учителя , который « расставляет приманку для воображения » и « избавляет » от « объездов », в полной мере соответствует представлениям о современных методах формирования содержательных обобщений , научных понятий . Если рассматривать приведённое Л . Н . Толстым описание процесса обучения с точки зрения современных педагогических концепций , то можно увидеть в деятельности учителя преимущество задачного подхода , суть которого в том , что деятельность учителя - воспитателя по своей природе есть не что иное , как процесс решения многочисленных типов и форм педагогических задач разной классификации и уровней . Наиболее показателен в данном случае пример обучения учащихся умению писать сочинение по пословице « Ложкой кормит , стеблем глаз колет ». Механизм её реализации можно объяснить с точки зрения задачи - действия . Не останавливаясь подробно на описании Л . Н . Толстым всех методов организации учителем процесса обучения , нашедших отражение в целом ряде проведённых исследований , отметим те , которые на наш взгляд , наиболее наглядно позволяют представить условия успеха в обучении , деятельности , ориентированной на личность ученика , обеспечивающей готовность к жизни , приобщение к духовно - нравственным ценностям . Условно их можно классифицировать как методы , способствующие развитию интеллекта и сознания личности ( беседа , рассказ , диалог ); методы формирования опыта ценностного отношения к миру , людям , самому себе ( искусство ); методы формирования опыта деятельности поведения ( пример , анализ жизненных ситуаций , упражнение , опыт , экскурсии ). Интересно заметить , что у Л . Н . Толстого они соотносятся со способностями человека , которые имеют не только субъектный характер , но и несут на себе отпечаток социального аспекта развития личности и человеческого общества . Рассмотрим основные методы , рекомендуемые Толстым учителю для эффективной организации учебного процесса . « Первый способ …, - отмечал Толстой , - самый обычный – слово . Второй способ – это пластическое искусство , рисование и лепка , наука о том , как для глаза передать то , что знаешь , другому . И третий способ – музыка , пение – наука , как передать свое настроение , чувство » [3, 447]. Выделение Л . Н . Толстым « трёх способов » организации учебной деятельности учащихся не является случайным . Словесные методы ( беседа , рассказ ) и собственно слово как средство обучения рассматривались Толстым как основные , « передающие мысли и опыты людей », выступающие « средством единения людей ». Это обусловлено « способностью человека , в отличие от животных , понимать мысли , выраженные словами , всякий человек может узнать все то , что в области мысли сделало для него все человечество , может в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=