Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 80 настоящем , благодаря способности понимать чужие мысли , стать участником деятельности других людей , и сам , благодаря этой способности , может передать усвоенные от других и свои , возникшие в нем , мысли современникам и потомкам …» [3, 421]. « Не будь у людей способности воспринимать все те переданные словами мысли , которые были передуманы прежде жившими людьми , и передавать другим свои мысли , люди были бы подобны зверям или Каспару Гаузеру » [3, 421]. Необходимо подчеркнуть , что среди всех словесных методов Л . Н . Толстой явное предпочтение отдавал диалоговому , на основе которого собственно и « выстраивается » беседа учителя с учеником . Диалог предполагает изложение проблем с помощью диалектики . Ретроспективный взгляд на историю философии и педагогики показал , что диалог как метод обучения живого исследования философских проблем ведёт свое начало от софистов , был развит Сократом , описан его учеником Платоном и укоренился как традиция в философии . Афинская школа была знаменита своим единством , гармонией физического и духовно - нравственного воспитания , уважением к ученику , верой в его возможности самостоятельно исследовать проблемы . О сократическом методе писали как о забытом и потому новом Эрзам Роттердамский , Я . А . Коменский , Ф . Дистервег , К . Д . Ушинский , но всегда как о необходимом в обучении . Рассматривая диалектическое познание как познание в развитии и самодвижении , Толстой признавал диалоговый метод всеобщим способом освоения бытия , в том числе его духовно - нравственных основ . В последующем эти мысли получат подтверждение в трудах М . М . Бахтина . Диалог , являясь формой поиска самого себя в мире Добра , Истины и Красоты , признавался способом самоопределения и самоосуществления . Если « жизнь по своей природе диалогична , то для достижения осмысленного характера обучения необходимо , чтобы ученик реально мог участвовать в диалоге « весь и всею жизнью : глазами , губами , руками , душой , всем телом , поступками ». В диалоге ученик реализуется в слове , которое « входит в диалогическую ткань человеческой жизни , в мировой симпосиум ». Л . Н . Толстой в процессе преподавания уделял диалогу большое внимание , но предостерегал против упрощённого понимания диалога . Ошибку « сократического метода » ( проблемное обучение ) в интерпретации немецкой педагогики XIX века он видел в навязывании своим ученикам собственного мнения учителем . « Сократический метод » вырождался в процессе простого угадывания школьниками того ответа , который хотел услышать их педагог . Самостоятельное мышление в таком случае практически не развивалось . Л . Н . Толстой выступал за равноправный диалог , когда учитель не знает однозначного ответа , а находится в ситуации сотворчества со своими учениками . Данная концепция получила свою разработку в современной педагогике « диалога культур ». Вышесказанное определило специфику методик обучения . В частности , признавалось , что продуктивное обучение обусловлено диалогичной природой жизни . И , значит , следуя жизни , в образовательном процессе необходимо создавать такие ситуации , когда обучаемые непроизвольно вовлекаются в диалог : они спрашивают , слушают , соглашаются , сомневаются или оппонируют , придавая значение словам , составляющим диалог жизни , и другим знакам – взглядам , жестам – как средствам самоосуществления говорящего и слушающего , а также их интонированию . В процессе диалога возникает и развивается языковая личность , которой характерен свой стиль и тип речевой культуры . Наиболее показательным примером применения учителем диалогового метода в педагогическом процессе являются беседы Толстого с детьми по нравственным вопросам . В этом случае диалог выступает не только средством познания , но и поиска истины , что с полным основанием позволяет

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=