Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 83 всегда везде у всех была и есть одна ошибка : хотят воспитывать разумом , одним разумом , как будто у ребенка только и есть один разум . И воспитывают один разум , а все остальное , т . е . все главное , идет , как оно хочет . Обдумают систему воспитания разумом опять и по ней хотят вести всё , не соображая того , что воспитатели сами люди и беспрестанно отступают от разума . В школах учителя сидят на кафедрах и не могут ошибаться . Воспитатели тоже становятся перед воспитанниками на кафедру и стараются быть непогрешимыми [3, 486]. По мнению Л . Н . Толстого , воспитание есть « воздействие на сердце тех , кого мы воспитываем » [3, 511]. Воздействовать же на сердце тех , кого воспитываешь , писал он в письме неизвестной от 5 марта 1894 г ., «... можно только гипнотизацией , заразительностью примера » [3, 511]. Он писал : « Ребенок увидит , что я раздражаюсь и оскорбляю людей , что я заставляю других делать то , что сам могу сделать , что я потворствую своей жадности , похотям , что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия , что я горжусь и тщеславлюсь своим положением , говорю про других злое , говорю за глаза не то , что я говорю в глаза , притворяюсь , что верю тому , во что не верю , и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных : кротости , смирения , трудолюбия , самопожертвования , воздержания , правдивости и заражается тем или другим во сто раз сильнее , чем самым красноречивыми и разумными поучениями ». « И поэтому , все или 0, 999 воспитания сводится к примеру » [3, 511]. « От воспитания , - писал Л . Н . Толстой , - обыкновенно требуют и слишком много и слишком мало . Требовать того , чтобы воспитываемые выучились тому - то и тому - то , образовались , как мы разумеем образование , - это невозможно , так же невозможно и то , чтобы они сделались нравственными , как мы разумеем это слово . Но совершенно возможно то , чтобы не быть самому участником в развращении детей .., а всею жизнью по мере сил своих воздействовать на них , заражая их примером добра » [3, 511]. Наряду с примером Толстой рекомендует учителю в организации процесса обучения , особенно учебно - познавательной деятельности учащихся , использовать метод анализа различных жизненных ситуаций . Это позволяет стимулировать познавательный интерес и активность учащихся , является одним из условий успешной реализации « сократической беседы ». Практические методы , к которым возможно отнести широко применяемые Толстым в опыте Яснополянской школы и теоретически обоснованные им в педагогических статьях , метод упражнений , прогулки , экскурсии , опыт , так же как и другие методы , обеспечивающие реализацию нового подхода к обучению , предполагают активную познавательную и свободно организуемую деятельность учащихся . Так , на практикуемых самим Л . Н . Толстым , учителями Яснополянской школы экскурсиях в природу объектами изучения становились деревья , пчёлы , муравьи , процесс опыления растений и т . д . Толстой призывал педагогов подводить учащихся к пониманию общности свойств живого , идее всеобщей ценности жизни на планете . При этом следует заметить , что наиболее эффективным Толстой считал сочетание прогулки с нравственно - этическими беседами , в том числе об отношении человека к природе . Основными критериями и условиями эффективности применяемых учителем методов организации педагогического процесса Л . Н . Толстой считал не только знания , ум учащихся , но и их отношение друг к другу , Богу , миру , самим себе , в основе которых – духовно - нравственные ценности , осознание своего « Я » как активного субъекта свободной творческой деятельности . В статье « О методах обучения грамоте » (1862 г .) Л . Н . Толстой отмечал , что учитель « должен твёрдо знать и опытом своим проверить одну , выработанную в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=