Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 87 содержанию народных книжек . В своей статье « О языке народных книжек » он , приводя общепринятые требования , писал : « Есть в отношении книжек для детей и для народа общие правила , выработавшиеся и подтверждаемые самым поверхностным опытом … 1) Язык должен быть понятный , народный и умышленно не испещренный словами местного наречия … 2) Содержание должно быть доступно , неотвлеченно … 3) Не должно слишком стараться быть поучительным , а дидактика должна скрываться под занимательностью формы » [3, 130]. Углубляя данные положения , Л . Н . Толстой отмечал , что язык должен быть не только понятный или простонародный , но язык должен быть хороший . Он советовал употреблять « хорошие сильные слова » и не советовал употреблять « неточные , неясные , необразные слова » [3, 131]. В отношении сочетания слов , то есть « периодах », Толстой рекомендовал использовать понятные короткие предложения , хороший мастерский язык . По мнению Толстого , « длинный , закрученный период , со вставочными и вводными предложениями … не только не есть красота , но он почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли » [3, 131]. Рассматривая вопрос о содержании учебных книг , он выражал несогласие с требованием о его « доступности » и « неотвлечённости ». Он писал : « Содержание может быть какое хотите . Но не должно быть болтовни заместо дела , не должно набором слов скрывать пустоту содержания » [3, 133]. Также в замыслы Л . Н . Толстого , по свидетельству П . А . Буланже , написавшего впоследствии очерк педагогической деятельности Толстого к посмертному изданию его педагогических сочинений в 1914 г ., входило создание энциклопедического словаря для крестьян и целого ряда учебников по всем отраслям знаний . Чувствуя , что эту работу он не успевает завершить , Толстой переходит к изданию своеобразных компиляций , переложений мыслей , изречений , афоризмов философов , писателей , ученых , публицистов , в которые включались и собственные мысли , и афоризмы , в том числе по вопросам воспитания . Так в издательстве « Посредник » Л . Н . Толстой издает « Круг чтения », « На каждый день », « Путь жизни », начинает работать над своеобразным пособием для родителей и воспитателей (« Детский круг чтения ») и в последний год своей жизни пишет ряд рассказов – « Детская мудрость ». Однако в настоящее время отношение учителей к учебникам и учебной литературе Л . Н . Толстого неоднозначно , хотя следует признать их самобытный характер в приобщении учащихся к русскому языку , национальной культуре , нравственным заповедям . Таким образом , среди условий успешной организации учителем процесса обучения , предусматривающих отказ от догматического , формально - логического и чисто эмпирического способов познания , и ориентированных на активность и самостоятельность учащихся , свободу их деятельности , необходимость сочетания разнообразных методов Л . Н . Толстой выделял : - диалоговые и , в частности , слово как всеобщий способ и средство освоения учащимися бытия , его духовно - ценностных основ , развития и самодвижения личности учащегося ; - метод искусства как действенный способ развития чувственно - эмоциональной сферы ребёнка , как необходимый « для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средств общения людей , соединяющее их в одних и тех же чувствах »; - метод примера : « бессознательного » внушения в воспитание духовно - нравственных качеств , « сознательного » - в обучение ; - метод анализа жизненных ситуаций , позволяющий стимулировать познавательный интерес и активность учащихся в процессе беседы их с учителем ;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=