Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 89 УДК 374.73 Е . И . Королева ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: (4872) 36-01-45, e-mail frfd_TGPU71@mail.ru «Народные чтения» – одна из форм дополнительного образования в кон. XIX – нач. XX вв. в Тульской губернии Статья посвящена одной из форм внешкольного образования в России в кон . XIX – нач . XX вв . – общедоступным народным чтениям . Проанализирована большая организационная работа предшествовавшая открытию чтений : на общероссийском уровне была создана законодательная информационная методическая база этого вида деятельности . Ключевые слова : Реформа образования , народные чтения , « световые картины », волшебный фонарь . Отмена крепостного права в России и последовавшая за этим серия реформ , в том числе и реформа образования , дали импульс совершенствованию внешкольного образования . Развитие страны в конце XIX в . требовало распространения в обществе общеобразовательных , прикладных , профессиональных знаний среди полных социальных групп населения . Одним из общедоступных источников получения этих знаний стояла система народных публичных чтений . Нужно отметить , что в России с успехом использовался опыт европейских государств . В Германии , например , к концу XIX века существовало более 800 местных отделений , насчитывающих 160 000 членов . В последствии на основе этого движения сложилась европейская система публичных чтений , ежегодно странствующими лекторами читалось до 10 000 лекций [1, 595]. Российская интеллигенция , поддерживающая народные чтения считала , что эта система поможет распространению университетского образования в стране . Основой для возникновения народных чтений в России стал Закон 1863 года , по которому право разрешать лекции и чтения было предоставлено попечителям учебных заведений по согласованию с руководителями губерний . В 1871 году после доклада санкт - петербургского обер - полицмейстера , генерал - адъютанта Ф . Ф . Трепова была создана особая комиссия из министра внутренних дел , военного министра , министра народного просвещения , главного начальника III отделения , главного начальника военно - учебных заведений . Комиссия приняла решение о создании народных чтений с целью отвлечения народа от разгула и пьянства . Первоначально чтения проводились в музее Главного управления военно - учебных заведений с серьезными ограничениями ( читать по заранее утвержденному тексту , ни в кое случае не говорить , а только читать без отступлений и дополнений , не позволять устраивать такие чтения каким - либо обществам или частным лицам ). Затем , в 1876 году , были опубликованы « Правила для устройства народных чтений в губернских городах », и только в 1894 году были разрешены чтения в селениях и уездных городах , но и в этих документах особо обговаривалось , что на фабриках , промышленных заведениях чтения происходить не могут . Успех дела затрудняло множество согласований для устройства чтений , что вполне объяснимо для России , ведь это был первый опыт общественных чтений . Первоначальные требования к системе устройства чтений были следующими : 1. точные указания , кто именно предполагает устроить чтения ( обязательное одобрение личности устроителя местным административным и духовным начальством );

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=