Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 95 определить как мониторинговую компетентность , – значимую и относительно самостоятельную подсистему в структуре профессиональной компетентности педагога » [18, 3]. Такой подход нами был поддержанный и обоснованный в нашей публикации [16]. Актуальность данной педагогической проблемы показывает достаточное количество научных исследований в области педагогического мониторинга . Сущностным отличием педагогического мониторинга от других видов мониторинга является , по мнению В . Г . Горба , то , что в его процессе и результате должна быть получена педагогическая информация , оказывающая воспитательное влияние на субъектов образовательного процесса на основе актуализации личностных , групповых и организационных смыслов образовательной деятельности в процессе реализации таких педагогических функций : диагностико - прогностической , мотивационно - побудительной , коммуникативно - педагогической , интегративной , социально - нормативной [3]. Эти исследования особенно активизировались в педагогике в конце ХХ ст . В частности предметом таких исследований стали такие проблемные вопросы в сфере педагогического мониторинга : – организация системы мониторинга в образовании , а также технологии его проведения ( А . Дахин , Д . Матрос , Н . Мельникова , Д . Полев и др .); – организационно - педагогические условия практического применения мониторинга в образовательных системах ( Н . Байдацкая [1], М . Бершадский , Г . Ельникова , Т . Лукина , О . Ляшенко , П . Матвиенко , А . Орлов [9], С . Подмазин , В . Репкин , З . Рябова , В . Сергиенко , С . Силина [11] и др .); – основные виды мониторинга : мониторинг процесса обучения в ВУЗах ( В . Горб [2-3]); профессиографический мониторинг становления специалиста (C. Фоменко [13]); мониторинг результативности учебного процесса ( Н . Вербицкая ); мониторинг качества образования ( С . Е . Шишов , В . А . Кальней [15]); – модели мониторинга : комплексного квалиметрического мониторинга в системе общего образования ( А . Кулемин ); качества управления образовательным процессом ( А . Куприна [4], С . Миронова [7], Л . Ярощук [17]); посещаемости учебных занятий ( Т . Мисемилян ); качества школьного и профессионального образования ( С . Хохлова , Л . Гаджиева , Л . Зайцева ); успешности воспитательного процесса ( Л . Назарова [8], М . Шилова [14]); эффективности изучения учебного предмета ( Г . Гильманова ) и др .; – мониторинг как средство совершенствования системы информационного обеспечения управления образованием ( О . Локшина , А . Майоров [5], С . Силина [22], А . Фоменков [12] и др .); – методическое обеспечение реализации мониторинга в разных образовательных учреждениях ( А . Белкин , Н . Величко , Э . Зеер , И . Савченко , В . Ягупов и др .). Анализ результатов этих и других научных исследований показывает , что многие аспекты педагогического мониторинга достаточно полно разработаны в педагогической теории , накоплен практический опыт организации и проведения мониторинга в образовательных учреждениях различного типа и уровня . Однако при этом практически ничего не говорится в общей педагогике и дидактике высшей школы о мониторинговой функции педагогов вообще и педагогов специальных дисциплин , в частности . Хотя понимание этой проблемы отдельными исследователями есть . Так , Н . П . Ячина подчёркивает , что «… мониторинговая компетентность включает в себя информационные , диагностические , аналитические , рефлексивные , проектировочные и др . знания и умения , направленность на их комплексную реализацию , а также
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=