Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 10 ума и отклонения от идеала . Более того , человек , свободно избирающий истину , никогда не может быть удовлетворен своей жизнью , ибо сам акт свободы духа обнаруживает неисчерпаемые глубины божественного совершенства . Отсюда , парадоксальность толстовского понимания сущности человеческой свободы , которую весьма остроумно подметил А . А . Гусейнов : « Ничто не может воспрепятствовать человеку поступать так , как он считает правильным , но никогда он не будет считать правильным то , как он поступает » [11, с . 211]. В результате исследования границ человеческой свободы Толстой приходит к выводу , что возможность усилия сознания коренится в свободе признания и выбора духовных истин . Конкретизируя этот тезис и переводя его практическую плоскость , Толстой подчеркивает , что свобода проявления усилия сознания определяется тем фактом , что духовная , истинная жизнь человека протекает только в настоящем времени . Только « в мгновении настоящего человек всегда свободен » и « только в настоящем проявляется свободная божественная истина ». Для К . Вентцеля проблема свободы , также , в стремлении к истине , образовании как условии совершенствования человека , а , следовательно , и совершенствовании социального мира , природы , которые трансформируются в космическое преобразование бытия . Литература 1. Вентцель К . Н . Основные задачи нравственного воспитания . М .: типо - лит . В . Рихтеръ , 1896. 47 с . 2. Вентцель К . Н . Борьба за свободную школу . М .: [ б . и .] ( тип . торгового дома А . П . Печковский , П . А . Буланже и К ), 1906. 292 с . ( Свободное воспитание и образование ) 3. Вентцель К . Н . Этика и педагогика творческой личности . Т . 1. М .: Книгоизд - во К . И . Тихомирова , 1911. 388 с . 4. Вентцель К . Н . Этика и педагогика творческой личности . Т . 2. М .: Книгоизд - во К . И . Тихомирова , 1912. 667 с . 5. Вентцель К . Н . Как создать свободную школу ( Дом свободного ребенка ). M.: Земля и фабрика , 1923. 59 с . 6. Вентцель К . Н . Новые пути воспитания и образования детей . 2- е изд . M.: Земля и фабрика , 1923. 149 с . ( Б - ка « Пути новой школы » ; Вып . 3). 7. Вентцель К . Н . Теория свободного воспитания и идеальный детский сад . М . ; Пб .: Голос труда , 1923. 102 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=