Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 104 Северного Кавказа шансы стать туляком снижены до 33%, из Закавказских республик – до 28%, еще ниже они у переселенцев из бывших среднеазиатских республик – 26%. Более двух третей (71%) опрошенных относят приезжих с Кавказа и из Средней Азии к категории « чужие ». Отношения между « своими » и « чужими », с точки зрения опрашиваемых , складываются по - разному , это признают 53% респондентов . Треть анкетируемых считают эти отношения в целом хорошими (33,9%), 3,9% признают плохими . Устойчивость этнического самосознания россиян в определенной степени является наследием советской доктрины , согласно которой у каждого человека его этническая принадлежность фиксировалась в паспорте и индивидуальность его личности была связана с национальностью . Подавляющее большинство респондентов (86,5%) об этом помнят . Особенно прочно зафиксировано это в сознании представителей среднего (40-59 лет ) и старшего ( более 60 лет ) поколений – 96% и 90% соответственно . Самая большая доля « забывчивых » о такой паспортной записи в самой молодой возрастной группе (18-24 года ) – 37% и средней (25-39 лет ) – 20,5%. Молодое поколение более восприимчиво к общемировой практике отказа от фиксации государством этнической принадлежности граждан в индивидуальных официальных документах . Поскольку основная масса туляков хорошо помнит , что не так давно различие по национальности было обязательной частью персональных сведений о человеке , интересно знать , чем люди руководствуются , определяя свою или чужую этническую принадлежность . Судить об этом можно по ответам на вопрос « Как вы понимаете слово « национальность ?» ( Рис . 4). Подавляющее большинство респондентов считает , что национальность передается от предков (69%), причем такое мнение доминирует у всех возрастных групп . Это свидетельствует о том , что для большинства опрошенных этнические различия воспринимаются как обязательные и неизменные . Поскольку на этот вопрос можно было дать несколько ответов , многие указали на такие важные « признаки » национальности , как язык и культура (41%), место рождения (21%). На то , что « национальность » – это то , что в советские времена обозначалось в паспорте , указали только 8% анкетируемых ( в 10 раз меньше тех , кто « помнит » об отметке в советском паспорте ). Среди молодежи вообще никто не связал понятие « национальность » с паспортной записью , в возрастной группе 25-39 лет – только 2%, а старше 60 лет – 16%. Таким образом , у туляков широко распространены представления о том , что национальность – это свойство , передаваемое от родителей и через язык и культуру .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=