Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 128 Следующая конференция « Современная Россия : забвение Абсолютов » (2006) стало во многом продолжением предыдущей . Это показатель того , что нравственные вопросы являются важнейшими для философского осмысления . Вступительное слово гласит : « Человек интересен тем , что в нем природное начало соотносится с духовным . Он ногами прикован к Земле , а руки простирает к Небу . Зов Неба – это непонятная устремленность человека к абсолютному Благу , абсолютной Красоте , абсолютной Истине . Непонятная , потому что существование этих ценностей , а тем более достижение их не укладывается в привычные характеристики природного бытия . Абсолютное – это то , чего нет в наличие , но что должно быть . Его нет как данности , но оно есть как направление этой данности . Россия всегда была культурой с развитым чувством Абсолютного . Это находило проявление и в литературе , и в политике , и в философии . Да и народный уклад жизни основывался на непреходящих нравственнорелигиозных принципах . Если бы не было у русского человека тяги к запредельному и вечному , Россия не выдержала навалившихся на нее испытаний . Сегодня абсолютные условия нашего бытия пошатнулись . Несмотря на распространение религии , мы испытываем все прелести безбожного преклонения перед мирскими ценностями . Массовое сознание , уверовавшее во всемогущество свободного рынка , разменивает на рубли и доллары все богатство общественных отношений . Теоретики постмодерна твердят об отказе от Абсолютов и о возрождении порядка из хаоса . Священная тайна и научная истина поруганы в плену эзотерического произвола . Размышления об абсолютных ценностях кажутся патологическими на фоне оголтелой жажды сиюминутной выгоды . Можно отметить усиление критического настроя по отношению к существующей действительности . Забвение Абсолютов сродни « забвению Бытия », о котором говорил Хайдеггер по отношению к западноевропейской культуре . По словам русского философа С . Л . Франка : « Абсолютное – единственный и собственный предмет философии ». Абсолют – та величина , которая объединяет ценности философии , жизни и культуры . Поэтому , усилившийся критицизм современной ситуации не случаен . Положение в обществе достигло неимоверного уровня нравственной деградации , которое приводит к деградации социума как такового » [16, с . 3]. Участники конференции были солидарны в главном : абсолютные , то есть духовно - нравственные ценности всегда были приоритетными и в душе русского человека , и в русской культуре , таковыми они и должны остаться , если Россия хочет сохраниться в качестве целостного национально - государственного и культурного образования .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=