Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 139 необходимости . Представители русской религиозной философии исходят из принципа сущностного единства и общности основания свободы и необходимости , который связует и примиряет их друг с другом . Этот принцип означает , что как в свободе присутствует необходимое , так и в необходимости в потенции присутствует свобода . Бесспорно , внешняя , поверхностная сторона свободы выглядит очень привлекательно благодаря своим признакам , таким как устремленность , безграничность , вольность , властность . Любое движение всегда имеет некое содержание , смысловое и ценностное наполнение , а любая содержательность – объективность , положительный , связывающий внутренний слой свободы , т . е . необходимость . Какова природа этой необходимости — это уже другой вопрос . Необходимость , в свою очередь , если обладает определенным содержанием , а на деле иначе и не может быть , должна каким - то образом выявить , показать скрытое в своих глубинах содержание , ибо о неявленном и неоткровенном нельзя вообще ничего сказать достоверного и истинного , даже того , что это есть действительно объективно сущая необходимость явить себя саму в силу внутренних смысловых закономерностей и причин , т . е . добровольно , а значит , и непринужденно — свободно . Таким образом , свобода и необходимость , по видимости , исключают , а по сути предполагают друг друга , но для сущностного соединения и синтеза , для уяснения их собственного смысла необходимо преодолеть взаимные негативные черты кажимости собственной содержательности . Процесс преодоления разобщенности и обособленности проходит несколько этапов , связанных с преодолением , уничтожением обманчивых признаков обоюдной кажимости . На первой стадии процесса « разоблачения » свобода и необходимость взаимоотчуждены и находятся во « враждебном » состоянии . Свобода как одна из противостоящих сторон сама по себе существенна , но недостаточно содержательна и осмысленна в силу непостоянных , « капризных » состояний субъекта . Содержание свободы конкретно не определено , так как не связано с каким - либо ценностным объектом . Свобода здесь — хаос возможностей . Необходимость не освоена и воспринимается субъектом как сплошная , неразрывная , массивная объективность , непреложность и неизменность . Она не освоена , не проработана и не принята внутрь собственно свободных содержаний . При встрече субъекта с познаваемым объектом , с необходимостью , необходимость ограничивает его действия , стесняет , давит массивностью косно - эмпирического . Субъект , пытаясь целостно осмыслить происходящее , отказывается от избирательной восприимчивости , не ищет своего , индивидуально - насущного , временно берет представшую необходимость без всякой различенности существенного от ничтожного , временного от вечного , фальшивого от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=