Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 140 подлинного . Терпит влияние необходимости , отдает себя в ее власть , так как она выступает как неумолимая данность , навалившаяся неизбежность , роковая необходимость , требующая или своего приятия , или своего преодоления . На первом этапе происходит полное погружение познающего субъекта в стихию предстоящего явления . Это способствует вжива - нию субъекта в явление , при котором противоречие , существующее между субъектом и объектом , остается не только внешним , но и постепенно переводится внутрь субъекта , включается во внутренний мир личности . Активная внутренняя деятельность является главной особенностью первоначального этапа познания необходимости . Единая воля свободного субъекта при встрече с инобытием « раскалывается » на две части , две стороны : внешнюю и внутреннюю ( по Ильину — « субстанциональную , всеобщую и эмпирическую , особенную »). Эмпирическая , внешняя сторона воли удерживает минимально допустимые внешние связи с необходимостью , нужные для поддержания существования субъекта . Основная же задача внутренней деятельности « субстанциональной » воли — высвободить и вывести на первый план духовного мира личности наиболее ценные , сущностные , священные основания собственной природы , опираясь на которые можно дать ответ на действие объективной необходимости . Следует резкое ограничение внешне беспорядочной активности субъекта , снижающей внутреннюю концентрацию внимания на важном и значительном , в противовес всевозможным аффектам , порывам и пристрастиям . Отсюда кажущаяся пассивность поведения при сосредоточенно - кипящей внутренней активности . Негативное содержание свободы имеет вспомогательное значение — освобождение от мелочного , наносного , поверхностного , достигаемое в результате борьбы с собственной отрицательной сущностью , преодоление ограниченной единичности , своеволия и эгоцентризма . Видимое поражение субъекта на деле оказывается поражением своего несовершенства и ограниченности , т . е . победой над собственной « неразумностью », что создает условия для ответной устремленности на вызов необходимости . Субъект начинает воспринимать влияние необходимости не только как вызов , но и как зов , требующий соответственного отклика , а процесс самопознания — как « воспоминание » ( Платон ) о чем - то близком , но забытом и утерянном , как обращенность к субстанциональным недрам своего существа , к поиску со - природного . Со - природность и является необходимым условием для возникновения высшего синтеза , так как « лишь подобное может встретиться с подобным » в сокровенной глубине общего смысла . Обретение священно - ценностного стержня не оставляет субъекта пассивным наблюдателем или самодовольным собственником , но зовет к изменению , к преобразованию

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=