Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 146 является « сердце » как духовный орган . На духовной стадии человек избирает те или иные ценности , потому что они хороши не только относительно него , но и сами по себе : являются истинными , добрыми и прекрасными и поэтому — совершенными , достойными всеобщего признания . Дух есть любовь к совершенному , объективно лучшему содержанию ; воля к тому , чтобы избрать совершенное , преобразить себя согласно ему , объединяться с другими людьми на основе совершенного и жить им . Совершенное есть такое содержание , которое гармонично соединяет в себе истинное , доброе и прекрасное . « Быть духом — значит определять себя любовью к объективно лучшему . Воля к Совершенству есть основная сила духа и основное побуждение всякой истинной религиозности » [7, с . 56]. Как однородный солнечный луч преломляется в многообразие цветов , так и чувство совершенства выражается в спектре положительных качеств — любви и добра , совести и достоинства , верности и служения , мастерства и художества , справедливости и солидарности , окрыленной веры как защиты души от деструктивной социальности . Совершенное есть качественное содержание духа , а дух есть та форма , в которой совершенное существует адекватно , как знающее себя , как « для - себя - бытие ». Меры вещей существуют в сфере духа идеально , без материи , они свободны от телесных деформаций и представлены в превосходном роде . Дух есть сознающее себя совершенство , он в самом себе содержит критерии достойного , которые для него самоочевидны . Совершенное познается себе подобным , совершенным же чувством – любовью . Любовь есть непосредственное переживание совершенного , она учит нас , отмечал И . А . Ильин , « увидеть лучшее , избрать его и жить им ». Любовь направляет мышление к объективной истине , волю к добру , созерцание к красоте , а веру к абсолютному , священному и божественному . Любовь к совершенству , отмечал И . А . Ильин , есть « лоно творческого вдохновения , опора истинной науки , чистой совести , характера , месторождение окрыленного гениального искусства , фундамент правосознания и патриотизма , гарантия дисциплины и храбрости » [7, с . 66]. Укореняя свою душу в идеал объективно лучший и объективно сущий , человек соединяет инстинкт с идеалом , гасит гордыню , обретает духовное самостояние , самоопределение и самоуправление на основе абсолютных ценностей , духовное достоинство , чувство качества и верного ранга , призвание и смысл жизни . Итак , в психологическом плане дух есть целостный акт – единство главных продуктивно - творческих сил : любящего сердца ; мышления , постигающего объективную истину ; воли , творящей добро ; воображения и созерцания , ориентированных на красоту ; веры , устремленной к совершенным и абсолютным ценностям ; совести , оценивающей помыслы и деяния с позиций должного совершенства . Единение этих сил рождает качественно новое состояние – дух , эффект « поющего сердца ». Цельный дух начинает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=