Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 148 выполняют только служебную функцию : главное внимание отдается устроению внутреннего мира личности . В святоотеческой традиции разработана стройная и гибкая система постепенного и последовательного восшествия к стяжанию Духа Святого — основной цели каждого христианина – путем « невидимой брани », т . е . борьбы на тончайшем душевно - духовном уровне , уровне помыслов и « движений сердечных ». Сосредоточенность человека на « трезвении сердечном » и « умном делании » позволяет одним , наиболее « совершенным », достичь вершин святости , другим — рядовому большинству , руководствоваться в своем поведении , поступках , общественных отношениях , прежде всего , совестью , действие которой свободно по определению . И . А . Ильин , посвятивший теме совести несколько работ , утверждает : « То , на что указывает нам совесть , к чему она нас зовет , о чем она нам вещает , есть нравственно - совершенное ; не « самое приятное », не « самое полезное », не « самое целесообразное » и тому подобное , но нравственно лучшее , совершенное , согласно тому , как указано в Евангелии : будьте совершенны , как совершенен Отец ваш Небесный » [9, с . 136]. Процесс самоочищения , самообновления личности в ее стремлении к уподоблению Богу в православном гуманистическом мировоззрении истолковывается как подвиг . Сущность подвига состоит в бескорыстном самопожертвовании . Притягательная сила воздействия подвига заключается в призыве к свободному произволению человека , его самостоятельному самоопределению . Подвиг будит , тревожит совесть , вскрывает ее внутреннюю динамику , что собственно и дает возможность духовного возрождения . Однако существует возможность , что зов этот может быть не услышан , может быть сознательно отвергнут , но в том - то и заключается сердцевина понятия самопожертвования , что , по справедливому замечанию Ф . М . Достоевского , « надо жертвовать именно так , чтобы отдавать все и даже желать , чтоб тебе ничего не было выдано за это обратно , чтоб на тебя никто ни в чем не изубыточился ». Подвиг и есть высочайшее свидетельство и утверждение любви и свободы . « Самовольное , совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть признак высочайшего развития личности , высочайшего ее могущества , высочайшего самообладания , высочайшей свободы собственной воли » [10, с . 374]. Святость и подвиг — явления глубоко индивидуально - личностные , но , вместе с тем , неразрывно связанные с социальностью , точнее с определенным типом социальности , характерным для русской культурной традиции , — соборностью .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=