Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 152 индивида к некоторому общественному центру . Конечно , современный тоталитаризм играет на естественном стремлении человека к общему делу , к участию в сверхличном « мы » и ис - пользует эту склонность в целях превращения людей в послушные массы . Но злоупотребление чувством общности не может служить аргументом против самого этого общественного начала в людях . С другой стороны , человеческая личность полифонична , соборна , и « мы » входит в нее составной частью . В нравственно нездоровых обществах « мы » вытесняет « я » ( поглощение личности коллективом ) или личность отрывается от общества ( индивидуализм ). Задача заключается в нахождении надлежащей гармонии между « я » и « мы », личностью и обществом . Вл . Соловьев дал формулу их сочетания : « Единство без смешения и различение без разлучения » [17, с . 535]. Та форма единства , в которой отброшены низшие или деградированные формы общности , лишена материала , на основе которого она только и может быть возведена в действительную соборность , связывающую высокое с приземленным , естественно - природное с духовным . Ибо одна ситуация , когда низшее паразитирует на высшем , опираясь на него и вместе с тем попирая его , и совсем другая , когда природное и социальное в различных формах общностей пронизано духовностью соборного начала , сублимировано в « духовную телесность ». Нельзя отрицать , что нравственная деградация и разрыв с соборным началом могут происходить и в возвышенной сфере . И причина падения ясна : нарушение соборной нравственности , которая , по сути , должна быть не сепаративна , а скорее снисходительна по отношению к низшим формам . В историческом развертывании соборного содержания , наряду с его ростом , созреванием и обогащением , надо выделить такие проявления , которые представляют собою превращенные его формообразования , деградированные , подвергнутые сознательным человеческим искажениям . Еще Достоевский горестно прочувствовал профанацию и умерщвление соборного начала . Земство превратилось в « начальство ». Суд – « начальство ». Народ выбирает своих выборных – в присутствии « начальства ». И газеты полнятся анекдотами о свободе , опекаемой « начальством », так что тошно становится от « бесправицы ». Есть община , наконец мир , но и теперь будто тянет к чему - то похожему на « начальство ». В сегодняшней российской жизни разрешение проблемы соборного синтеза встречает все большие затруднения . Итак , гуманизм в русской религиозной философии имеет качественную специфику . Эта специфика связана с тем , что субъектность человека истолковывается в неразрывной связи человека и Бога , и активность принимает по преимуществу духовно - нравственный характер . При этом православные мыслители акцентируют внимание на ценности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=