Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 175 Религиозно - философское понимание веры « есть раскрытие в своем " я " иного , божественного , выход из " я " и отдавание себя высшему » [1, с . 56]. Вера есть связь человека с абстрактно - всеобщим . Для осуществления связи с конкретным существует наука . Научное знание , как и вера , есть проникновение в реальную действительность , но частную , ограниченную . По мнению Бердяева , между верой и знаниями не существует той проти - воположности , которую обычно предполагают . Задача совсем не сводится к тому , чтобы взаимно ограничить области знаний и веры , как это делал Кант , установив пропорции знания и веры . Нет . Бердяев утверждает бесконечность знаний и бесконечность веры и полное отсутствие взаимного их ограничения . Именно русской философии принадлежит творческий почин в органическом сочетании веры и знаний . ( Первыми в России это сделали И . Киреевский и А . Хомяков ). В русской философии совершается переход от отвлеченного идеализма к « идеализму конкретному » ( Вл . Соловьев ). « Призрачность мира » трудно раскрыть через науку о мире , но можно попытаться снять через познание самого человека , субъекта познания . « Доступность » этой задачи многих подвела и увела в дебри человековедения . Но по большому счету , человек - это всегда тайна . Ответить на вопрос , в чем тайна личности , значит , познать ее , а это познание есть такой интимный внутренний акт , который основывается только на духовном слиянии , на сокровенном касании душ . По мнению Булгакова , человека делает личностью САМОсознание . Личность как осознанная сущность человека . « Русская душа стремиться к целостности , она не мирится с разделением всего по категориям , она стремиться к Абсолюту ... и это религиозная в ней черта » [6, с . 19]. « В известном смысле , - размышляет Булгаков , - всякий человек есть неразгаданная тайна , хотя мимо нее обыкновенно проходят не замечая ... Ответить на вопрос , в чем тайна личности , значит , познать ее , а это познание есть такой интимный внутренний акт , который основывается только на духовном слиянии , на сокровенном касании душ , скорее , на непосредственном восприятии , нежели на рефлексирующей деятельности рассудка » [7, с . 222-223]. Для людей , воспитанных на основах материалистического мировоззрения , очень трудно даже представить себе какое - то касание душ , еще более , непосредственное их восприятие . Но нужно признать , что в таком подходе скорее больше человеческого и приемлемого , чем в трактовке человека как совокупности общественных отношений ( К . Т . Маркс ). Давайте признаемся себе , что на эту совокупность человек порою смотрит совершенно поверхностно , или , наоборот , использует ее далеко не в социально полезных целях .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=