Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 187 который рассматривается как трансформация самих ценностей и трансформация структуры индивидуальной мотивации . В первом случае происходит движение через границу внешнего - внутреннего , а во втором – через границу биологического – социального ( рис . 2). Социальное Социальные ценности и нормы Внешнее Биологическое Потреб - ности Социализация Личностные ценности Внутреннее Рис . 2. Становление личностных ценностей в процессе социогенеза В онтогенетическом развитии ценностно - смысловой сферы человека прослеживаются четыре основные линии . Первая линия – это иерархизация , интеграция и структурное усложнение ценностно - смысловой сферы . Вторая линия включает в себя распространение процессов осмысления за пределы наличной актуально воспринимаемой ситуации , непосредственного перцептивного поля , в план представления , воображения , идеаторных содержаний сознания . Третья линия предполагает прогрессирующее опосредование ценностно - смысловой сферы человека социальными общностями и их ценностями . Четвертая линия представляет собой развитие у субъекта осознания своих ценностных ориентаций и рефлексивного отношения к ним . В последнее время широко используется понятие профессиональная аксиосфера личности , которое фиксирует момент стабильности , целостности , устойчивости как один из этапов развития и преобразования ценностного сознания учителя , с одной стороны , и момент долженствования в его профессионально - педагогическом менталитете , с другой . Профессиональную аксиосферу правомерно рассматривать не как совокупность рядоположенных случайных ценностей , а как закономерно сложившуюся « целокупность » ( М . С . Каган ) ценностей , имеющих разную « удельную » личностную значимость . В профессиональной аксиосфере учителя отдельный блок составляют педагогические ценности . В . А . Сластенин рассматривает педагогические ценности как особенности профессиональной деятельности , которые позволяют учителю удовлетворять свои материальные и духовные потребности и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности , и одновременно как нормы , регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно - действующая система ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=