Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 190 - латентный - связь между личностными и педагогическими ценностями неопределенная , слабовыраженная . Результаты теоретического анализа и опытно - экспериментальной работы дают нам основания утверждать , что уровни сформированности профессионального сознания определяются не только соотношением личностных и профессиональных ценностей , но и соответствием , адекватностью терминальных и инструментальных профессиональных ценностей , близостью , однонаправленностью их различных групп . В проведенном нами исследовании выявлено , что разнонаправленность векторов профессиональных ценностей нередко становится фактором , усиливающим конфликтность профессионального сознания : например , ценностное восприятие ребенка , ориентация на его интеллектуальное и эмоционально - волевое развитие , не подкрепленные достаточным уровнем владения технологическим и техническим инструментарием , адекватным этим установкам , или совокупностью основных ценностей - качеств учителя ( эмпатии , рефлексии , ответственности , креативности , коммуникативности и др .) превращается в декларативную , а не реальную целевую установку . Недостаточное владение педагогом технологиями организации индивидуально - группового взаимодействия , диалогового общения , создания ситуаций успеха , техниками косвенного воздействия на ребенка и другим гуманистически ориентированным инструментарием приводит к ухудшению самочувствия ребенка в образовательном процессе , к нарастанию его тревожности , напряженности , к отчуждению от учителя и школы . Нередко фактором , провоцирующим конфликтность профессионального сознания , становится восприятие учителем творческих характеристик педагогической деятельности как основной ценности профессии , с одной стороны , и недостаточный уровень профессионально - личностной креативности , неразвитость самостоятельности и критичности педагогического мышления , с другой ; стремление к инновационным преобразованиям в конкретном учебно - воспитательном учреждении и несформированность психологической и технологической готовности к инновациям . При наличии устойчивой гуманистической установки и достаточно высоком уровне развития волевой сферы личности учителя , ценностное рассогласование на практике может стать фактором его самосовершенствования , саморазвития , самокоррекции , однако значительно чаще оно приводит к смещению ценностных установок в направлении их дегуманизации , к трансформации гуманистической центрации в эго - центрацию или конформистскую . В процессе констатирующего этапа нашей опытно - экспериментальной работы было выявлено , что для значительного большинства студентов характерен латентный уровень

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=