Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 197 богов за пределы собственной жизнедеятельности , вера во всесилие чего - то сверхъестественного расчищает место чудесам в массовом сознании . Когда клир отделяется от прихожан , и тем и другим требуется время от времени нечто чудесное , дабы подпитать свою веру в нечто неосязаемое повседневно . Первобытный человек , современный дикарь живут вместе со своими духами и не нуждается в чудесах для их ореаливания . Верующий в богов или в Бога , напротив , предполагает всесилие божества , однако понимает непредсказуемость этого субъекта запредельного опыта . Чудес ждут , их просят , выкупают у бесчисленных алтарей - жертвенников , никогда до конца не знают , дойдут ли молитвы о чуде до их адресата , соизволит ли он их удовлетворить . На религиозной почве рождается первая группировка чудес — по основным направлениям веры в сверхъестественное и церковь как своего рода « главпочтамт » ( или если угодно « Интернет ») таких интенций . А именно : • чудо - богоявление — явно исходное , потому что подтверждает надежду на все остальные возможные чудеса ; строго говоря , те тоже являют собой милость бога , так что вся группировка выходит несколько условной ; однако для верующего эпизоды богоявления ( прямые — сам пророк , богоматерь , ангелы , т . п . представители горнего мира вдруг обнаруживают себя перед простыми смертными ; либо косвенные , когда согласно божественной воле « плачут » иконы », на какой - то поверхности вдруг проступает божественный лик ; и т . д ., и т . п .); • чудесное спасение , избежание разных опасностей для жизни и благосостояния верующих ; • как наиболее частотный и жизненный вариант предыдущего — чудесное исцеление от разного рода недугов ; • чудесное превращение — разумеется , грешника в праведника . При беспристрастной проверке все эти « чудеса » распределяются на две категории : мошеннической фальсификации с тем или иным умыслом , либо невольного самообмана тех бедняг , кто без чудес выжить не мог . Расколдованное чудо : индустриальный социум как сам себе « волшебство ». Рождение настоящей науки в лице классического естествознания и сопутствовавшей этому рационалистической философии прерывает монополию религии и церкви на фабрикацию и расфасовку чудес . Скептики ( в лице , прежде всего , Д . Юма и Вольтера ) весьма убедительно для всякой не слишком предубежденной аудитории свели так называемые чудеса к обману или к самообману . Корысть и простодушие — вот истинные « корни » всевозможных чудес массового обыденного сознания .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=