Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 198 Тот факт , что от века к веку , в том числе в наше время и в нашей стране не только « простые », а проще говоря — убогие люди верят в чудеса , но и довольно многие представители вроде бы образованных классов общества верят или делают вид , что верят не в то , что Бог пошлет им хорошего врача и необходимое лекарство , но исцелит хвори именно чудесным образом , нисколько не колеблет предлагаемой типологии чудесного . « Просто » понятие образования деформируется в культуре под натиском всех прочих ее тектонических сдвигов на пути к постиндустриализму и постчеловечности ( в духе Ф . Фукуямы ). Но разоблачение церковных чудес , надо признать , предельно примитивных ( и потому именно , наверное , таких живучих для консервативного массового сознания ) — не единственное и даже не главное последствие обсуждаемого феномена культуры . Для внерелигиозных субъектов , прежде всего , учёных исследователей , это понятие тоже имеет значение , только внерелигиозное ( Тут надо оговорить , что один и тот же человек как ученый способен отрицать вульгарные чудеса в предмете своих академических занятий и одновременно признавать нечто чудесное в своей же жизни как обывателя ). Чудо в рамках научного сознания лежит за пределами той или иной его собственной парадигмы ( в смысле Т . Куна ). Неизведанная пока область реальности по определению полна чудес , т . е . чего - то немыслимого , невозможного в рамках старой парадигмы . Отсюда популярная фраза Н . Бора о сумасшедших теориях . Но и внутри некой парадигмы научного исследования отыщется местечко для чудес . Оно прячется в уже упоминавшейся области маловероятного , пренебрежимого для ожиданий ученого . Но все же принципиально не то , что возможного , но не исключаемого , в принципе теоретически допустимого с точки зрения уже открытых наукой ее законов . Время от времени столь редкостный эффект вдруг да достигается на практике ( наблюдения или эксперимента ). Примерами могут служить неожиданные находки вроде бы окончательно вымерших существ ( вроде кистеперой рыбы - целаканта — но никакого не « снежного человека » или живого динозавра …). Но в этом пункте наука тоже похожа на свою отдаленнейшую предшественницу магию — ученые мгновенно переводят « чудесное » открытие в частный случай в принципе возможного . А в то , что возможно всё на свете мыслимое , верят только представители паранауки . В настоящей ( сегодня ) науке есть только познанное , познаваемое пока что гипотетически и еще непознанное ( но уже тематизированное в качестве проблемы ). Куда же на такой скорости научной мысли деваться чуду ? Философский концепт чуда . Всё сказанное вовсе не отрицает признания чуда , только не в ортодоксально - религиозном и не в конкретно - научном , а в философском смысле этого слова . Если в природе чудес как таковых не бывает , а в области слепой веры чудеса

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=