Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 220 философского романа и философской поэзии . Идейное наследие Н . В . Гоголя , Ф . М . Достоевского и Л . Н . Толстого , поэтов Державина , Баратынского , Тютчева , не говоря уже о Пушкине , является достоянием не только русской литературы , но и русской философии » [10,6]. Это позиция со стороны философии . А вот позиция со стороны литературы . Известный исследователь А . Г . Гачева пишет : « Русская литература XIX века была колыбелью отечественной философской мысли в ее поэтическом и романном пространстве , средствами образно - художественными , а не дискурсивно - логическими , ставились и решались фундаментальные проблемы философской онтологии и антропологии , гносеологии и этики – человек и природа , дух и материя , истина и благо , сущность зла и сущность добра , время и вечность , род и личность , вера и неверие , преображающая любовь и спасающая красота » [4, с . 6-7]. Это далеко не единичные мнения . Примеров можно приводить множество . Нам хотелось бы в связи с этим обратить внимание на феномен « воронежского текста » русской философской культуры , в котором проявился ее литературоцентричный характер . Необходимо сказать , что в 2011 году состоялась конференция под названием «« Воронежский текст » русской культуры », на которой разрабатывалось понятие « воронежский текст » в контексте отечественной истории и литературы . Как пишут организаторы , «… целью выступает формирование целостного , системного , разноаспектного образа региона в системе общенациональной культуры ». Иными словами , стоит задача создания концепции « культурной идентичности края »[7, с . 11 - 12]. Исследователи говорят о « воронежском культурном гнезде », о необходимости интегрирования разнородных компонентов для создания его целостного образа . В этом немаловажную роль играет философский аспект культурного компонента , который проявляется именно в литературоцентричности философии и философичности литературы как специфическом признаке отечественной философской культуры . Философичность « воронежского текста » проявилась достаточно давно и прочно . Здесь необходимо указать на имена Д . В . Веневитинова , А . Кольцова , И . Никитина , И . А . Бунина , А . Платонова , А . Прасолова и других воронежских писателей и поэтов , у которых достаточно сильная философская представленность и насыщенность творчества . Творчество Д . В . Веневитинова – классический образец философичности литературы , представленной в поэзии . Но у него можно также встретить и теоретические обоснования тождества философии и поэзии . Об этом он , например , пишет в « Письме графине NN», в котором он настоятельно советует читать Платона , поскольку здесь «… столько же поэзии , сколько глубокомыслия , столько же пищи для чувств , сколько для мысли » [3, с . 194].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=