Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 226 Ненасилие же прагматическое , в первую очередь , включает в себя понятие силы и выступает как средство общественного преобразования . Оно менее идеалистично , чем его « близнец »? – ненасилие здесь вопрос не мировоззрения , веры , а вопрос тактики , тщательно продуманной и спланированной кампании . В действительности эти два явления тесно переплетены и неразделимы , но не идентичны и не равнозначны , и у нас есть основания полагать , что в будущем они продолжат свое размежевание . Причина этого в том , что это явления совершенно разного порядка , у них различная природа и иные цели – обусловленность второго первым кажущаяся . Принципиальное ненасилие – феномен , прежде всего , мировоззренческий . Социальное в нем выводимо из основных принципов , оно вторично , хотя и может занимать главенствующие позиции . Но в своем начале ненасилие как мировоззренческий принцип индивидуально , факт личного выбора и опыта , и в этом смысле не общественно – вопрос социального переустройства на более справедливых , более соответствующих ненасилию принципах может стать актуальным , а может и не стать – он « надстроечный », вытекающий как следствие . Вне зависимости от Другого , от общества , от ситуации сторонник принципиального ненасилия выбирает путь минимального вреда и принуждения . Казалось бы , что ненасилие можно определить лишь в противоположности насилию , т . е . лишь с учетом наличия , существования Другого , столкновения или только самой возможности конфликта с ним . Однако , нам кажется , что здесь во многом путаются причина и следствие , принцип Post hoc ergo propter hoc, когда « после этого значит по причине этого » – по крайней мере исторически , хронологически идея непричинения вреда , ахимса , а также христианская концепция о непротивлении злу силой возникают , прежде всего , ( для первого случая это особенно справедливо ) как моменты личного самосовершенствования , как средства на пути к мистическому спасению – сотериологический аспект здесь на безусловном первом месте , именно он при этом изначален . Со временем идеи ненасилия развиваются , и сотериологическое мировоззренческое ядро его сторонников обрастает общественными категориями и ценностями , идеалами , целями : справедливостью , правдой , равноправием , свободой личности , ее самовыражения и пр . Все это приводит к тому , что ненасилие начинает рассматриваться его адептами как средство изменения не только личности , но и социальной реальности , как эффективный путь и метод общественных преобразований . Здесь ненасилие и средство и цель . Ненасилие же прагматическое – явление совсем иного порядка , другого рода . Оно изначально социально , общественно , массово . Более того – только в массовости своей оно по - настоящему и возможно ; единицы здесь могут лишь быть идеологами , глашатаями , организаторами , но исполняющей силой . Прагматическое ненасилие – социально -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=