Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 227 политическая борьба , ведущаяся мирно , без оружия и применения насилия , направленная , на преодоление общественного явления , понимаемого и принимаемого как несправедливое . Здесь ненасилие лишь средство – оно становится методом социально - политической борьбы , переходит из сферы морали индивидуально - перфекционистской [1] в мораль общественную , становится фактом общественной практики . Исторически первые современные широкие кампании ненасильственного сопротивления были инициированы , обоснованы ненасилием принципиальным , опирались на его принципы и идеи – сатьяграха Ганди , движение Кинга . Но в дальнейшем идеологическое « оправдание » становится необязательным для подобных кампаний – требования ненасилия отныне не особый принцип мировоззрения , не идеологический фундамент , они либо просто требования соблюдения законности , неприменения насилия в отношении представителей власти , благое пожелание свести количество жертв к минимуму , либо , что чаще , единственно возможный , адекватный и относительно бескровный метод социально - политической борьбы . В то же время подобное отношение к ненасилию переводит его из моральной , мировоззренческой плоскости в правовую сферу , существование в которой предполагает и обусловливает более полное закрепление соответствующих ценностей ненасилия – отказ от насилия , стремление к справедливости , терпимость , поиск компромисса , ведение диалога и пр . – в общественном сознании и практике . Если теоретики принципиального ненасилия – для современности это , прежде всего , Толстой , Ганди , Кинг – делают упор на нравственном преображении своих сторонников , на переустройстве мира через работу над собой , то теоретики , и , уж тем более практики ненасильственных кампаний позднейшего периода более прагматичны – для них это лишь способ ( зачастую единственно возможный и с наименьшим количеством жертв ) добиться необходимых или желаемых перемен , свержения расцениваемой ими как несправедливой власти , установления демократии . Примеров этому гораздо больше чем в первом случае – оранжевая революция в Польше , борьба против апартеида в ЮАР , опыт Филиппин , Чили , Непала , Замбии , Болгарии , Венгрии , Нигерии , недавние ближневосточные « твиттерные » оранжевые революции , перевороты в Украине , Грузии , Киргизии и пр ., пр . Оставим в стороне историческую и теоретическую обоснованность участников этих и будущих аналогичных кампаний на особые возможности организации социальной реальности , перехода этих движений во что - то большее , нежели социально - политическая борьба , и обратим внимание на саму возможность подобных кампаний . Крупнейший исследователь это вопроса – американец Д . Шарп – для объяснения эффективности и сравнительной доступности ненасильственной борьбы предлагает теорию о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=