Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 35 УДК 125 Варава В . В . ( Воронеж , ФГБОУ ВПО « ВГУ ») Тел .: (473) 220-82-52, e-mail: office@phipsy.vsu.ru ФИЛОСОФСКАЯ ТАНАТОЛОГИЯ ИЛИ ПРОСТО ФИЛОСОФИЯ? В статье обосновывается мысль о том , что выражение « философская танатология » неточно , поскольку создает иллюзию по отношению к смерти . Смерть абсолютно немыслимая , поэтому непредставима никакая « логия », никакой « логос » смерти . В этом смысле философия представляет собой единственно возможный « дискурс смерти », тот дискурс , который был бы наиболее адекватным « апофатической сущности » смерти . Ключевые слова : смерть , философия , танатология , апофатическая философия , метафизика . Сегодня возникает вопрос о философской танатологии . Он возникает не в последнюю очередь из - за того , что эпицентр « исследований смерти » передвинулся в прикладную сферу танатотерапии . Это достаточно симптоматично , поскольку свидетельствует о некоторых трансформациях современного сознания . Как пишет один из главных представителей этой практики : « Танатотерапия оказывает мощное воздействие , затрагивая и корректируя практически все психологическое проблемы человека , выступая эффективным средством релаксации ( тотального расслабления )» [1, с . 503]. Практические успехи танатотерапии основаны на определенной гносеологической модели , в основании которой – знание того , что такое смерть , что такое « правильная » смерть , как проходит умирание , и что вообще происходит с человеком « в смерти » и « после смерти ». Сама танатология , задуманная изначально как « технология умирания », имеет исключительно психотерапевтические цели и поэтому никак не может быть связана ни с философским постижением сущности человека , ни с духовным осмыслением его бытийной судьбы . Об этом свидетельствует одна из первых работ в области танатологии , вышедшая в 1970 г .: «Loss and Grief: Psychological Management in Medical Practice» [2]. Прикладной характер танатологии определяется ее главной целью – борьбой с танатофобией , не предполагающей , собственно говоря , никакой философской рефлексии над метаэмпирической природой смерти . Этот сдвиг в практическую область танатотерапии произошел потому , что философия , потеряв свои сущностные характеристики в современной культуре , передает свои полномочия антропологии в целом и танатологии в частности . Процесс ухода
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=