Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 39 Рационально - культурная танатология объективирует субъективное представление о смерти , имеющее не более чем психическую представленность в человеке и уводит его , поэтому от понимания истины бытия . Даже от необходимости ставить вопрос об истине бытия . Вот поэтому в классической танатологии закономерно вычеркивание философии и акцентирование на психологии и культурологии . А . В . Демичев отметил формирующуюся собирательно - энциклопедическую стратегию танатологии , развивающуюся « преимущественно в регистре междисциплинарно - прикладных исследований ». Он стремится философски и мировоззренчески обосновать эти исследования , поэтому говорит о возникшей потребности « в длинном разговоре в более или менее едином дисциплинарно - языковом пространстве » [6, с . 7]. Таким образом , танатология возможна лишь в качестве « эмпирической танатологии », в которую входят также и историко - философские или философско - культурные проекции смерти . Когда мы говорим не просто танатология , а философская танатология , то мы как бы подразумеваем , что есть какое - то особое « философско - танатологическое » понимание смерти , помимо того , что может дать философия как таковая , просто философия . Существует ли такая « выделенная » область философии ? Нужно ответить , что нет . Не может быть никакой « философии смерти », поскольку всегда есть уже философия , включившая опыт смерти как существенное . В том смысле сама философия представляет собой единственно возможный « дискурс смерти », тот дискурс , который был бы наиболее адекватным « апофатической сущности » смерти . Здесь уместно будет привести мнение Пьера Адо о философии , поскольку он выступил одновременно и в качестве историка философии и философа , раскрывшего некую инвариантную , метакультурную сущность философии , идущую от античности до нынешнего времени , которая основывается на понимании философии как образа жизни , в котором главную роль играют « духовные упражнения ». Он пишет , что знаменитая формула « философствовать – это значит учиться умирать » является « одним из самых адекватных определений , которые когда - либо были даны философии . В перспективе смерти каждое мгновение предстанет , как чудесная и нечаянная удача , и каждый взгляд , устремленный на мир , даст нам такое впечатление , что мы видим его в первый , и может быть , в последний раз . Мы прочувствуем неизмеримую тайну возникновения мира . Признание этой в некотором роде священной характеристики жизни и существования приведет нас к пониманию нашей ответственности перед другими и перед самим собой » [7, с . 130]. Это во многом исчерпывающее понимание философии , делающее ненужным всякое искусственное конструирование не только в рамках « философской танатологии », но и вообще , в рамках философской антропологии . Можно сказать , что и антропология как более

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=