Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 48 нелингвистических действий , также имевшую антиметафизический , но уже и антисциентистский , характер . Благодаря позднему Карнапу исследования в области идеального языка , начинают принимать вид формально - семантических и формально - прагматических исследований идеализированного языка . Подобные исследования , являясь вполне жизнеспособными при решении проблем логики , языкознания , компьютерных наук , с философской точки зрения , представляются слишком абстрактными , поскольку сталкиваются с проблемой понимания , тривиальной в условиях господства концепции непосредственного знания , и весьма сложной в иных случаях . Во второй программе классической парадигмы аналитической философии проблемы понимания увязывалась с идеей использования предложений в контекстах языковых игр . В основе данной программы лежало представление о повседневном языке во всем многообразии его функций . Такой язык рассматривался как « обычный » и в смысле практики повседневного общения , и в смысле укорененности его в культуре , в « обычаях » общества , его правилосообразных практиках , в его « формах жизни ». Новая программа стала результатом существенных трансформаций в воззрениях Витгенштейна на природу языка , а не просто результатом произвольной смены приоритетов . Самое значимое изменение было связано с отказом от тезиса , согласно которому синтаксические формы предложений в логически корректном языке исчерпывающе содержат все , в чем мы нуждаемся для их понимания . Витгенштейн приходит к убеждению , что истинная логическая форма предложения может быть показана исключительно через его употребление вне зависимости от того , насколько идеален используемый язык . Поэтому акцент и переносится на исследование фактов употребления , косвенно показывающих логическую форму . Витгенштейн приходит к выводу , что философские проблемы возникают уже не в силу смешения грамматической и логической форм предложений , а по причине « заколдованности » нашего мышления средствами языка , когда слова приобретают особое « метафизическое » употребление , отделяются от своего реального употребления и используются для построения своего рода « воздушных замков », « фантомов языка ». Борьба Витгенштейна с « фантомами языка » была борьбой с метафизикой , однако совсем не том аспекте , который выносился на первый план логическими позитивистами . Позитивисты считали « метафизическими » те вопросы , которые не могут быть решены методами естественных наук или логической дедукцией из научно приемлемых посылок . « Как убедительно свидетельствуют документы периода расцвета позитивизма , – утверждает фон Вригт , – поборники « новой философии » видели в метафизике продукт или

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=