Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 50 Разумеется , данный процесс не может рассматриваться лишь в качестве процесса реставрации прежних идей . Становление неоаналитической парадигмы было связано с целым рядом факторов , определивших особенности ее смысловых контуров и контекстов . Эти факторы можно систематизировать в три основные группы . Во - первых , в рамках новой парадигмы осуществляется критика лингвофилософской доктрины классической аналитической философии и выдвигаются конструктивные программы философского знания . Пионерами этого процесса являются Куайн и Стросон , сформулировавшие программы натурализированной эпистемологии и дескриптивной метафизики соответственно . Во - вторых , проблема языка получает новую актуализацию в процессе массированной критики эмпиризма в различных сферах философского знания , включая философию сознания , постпозитивистскую философию науки , философию гуманитарного , исторического и социального познания , философию искусства и религии . В - третьих , формируется неоаналитическая « философия языка », представленная множеством концепций , реализующих ряд идей классической аналитической философии , как в области исследования формализованных языков , так и в области исследования речевых актов и коммуникации , но уже в новом философском контексте . Неоаналитическая философия языка занимается уже не анализом употребления конкретных языковых выражений , а исследованием общих структур их употребления и семантических форм , предполагаемых в подобном употреблении . Тем самым в центре внимания находятся не просто эмпирически наличные языковые выражения с их конкретными значениями , а структурно - функциональные элементы языка как такового . Предполагалось , что лишь на подобном уровне абстракции мы располагаем возможностями выявить общие признаки , которыми должна обладать любая концептуальная система для того , чтобы она могла порождать знание о том мире , к которому сама же и принадлежит . Таким образом , можно утверждать , что неоаналитическая философия представляет собой неометафизическую доктрину , опирающуюся на теоретическую философию языка . Если представители классической парадигмы свою цель видели в создании критериальной концепции рациональности , призванной отделить одну часть языка ( осмысленную ) от другой части языка ( бессмысленной ), то для аналитиков , работающих в рамках неоаналитической парадигмы данный ход мысли не является приемлемым , поскольку они обязаны построить теорию , которая бы объясняла всю лингвистическую практику . Вместе с тем , само по себе теоретическое объяснение лингвистической практики имеет философский , а не чисто лингвистический смысл только в том случае , если позволяет пролить свет на то , как мы мыслим о мире . Философия языка становится тем самым частью или основой метафизики .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=