Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 58 так и принципиальными интересами , выходящими за пределы чисто академических мотивов и диктуемыми поисками перспектив развития самой аналитической философии в целом . В силу достаточно ощутимых различий между аналитической и континентальной философией тема языка оказалась тем связующим звеном , который позволяет рассматривать обе традиции в некотором проблематическом единстве . Зачастую именно философская тематизация языка открывает возможности для такого диалога аналитиков с континентальными философами , который позволил бы преодолеть разногласия , ранее разделявшие обе традиции . О наличии подобных разногласий неоднократно заявляли сами аналитики . В частности , конференция в Рэймонте в 1958 г ., которую организовали французские коллеги с целью ознакомления с состоянием аналитической философии , стала не столько встречей двух различных философских культур , сколько своего рода официальным размежеванием англо - саксонской и континентальной философских традиций . На заседании секции « Феноменология или « Понятие сознания »?» Райл объявил о существовании непреодолимой пропасти , которая пролегла между обеими традициями . Он обвинил французских философов в догматической приверженности к якобы дискредитировавшим себя процедурам гуссерлианской феноменологии – « платонизирующего картезианства ». Кроме того , Райл в резкой и иронической форме обвинил Гуссерля в претензиях на « фюрерство » в немецкой философии . « Я полагаю , – говорил британский аналитик , – что наши мыслители обладают иммунитетом к идее философии как « царицы наук », потому что они постоянно живут в Кембридже или Оксфорде , находясь в личном контакте с действительными учеными . Претензии на фюрерство исчезают , когда начинаются послеобеденные шутки . Гуссерль же пишет так , как будто он никогда не сталкивался ни с учеными , ни с шутками » [12, с . 182]. В критике позиции Райла большую роль сыграл Даммит , подчеркнувший важность немецкой философии , и прежде всего Фреге и Гуссерля , для становления и развития аналитической философии в целом , и философии языка в частности . Назвав Райла « генералиссимусом оксфордской философии обычного языка »[13, с . 3], Даммит отметил , что райловское влияние на философию было скорее отрицательным , чем положительным , поскольку приучало британских аналитиков к пренебрежительному отношению к континентальной философии . Вместе с тем , феноменологическая и аналитическая традиции действительно зачастую не просто отличались друг от друга , но и занимали диаметрально противоположные позиции по тем или иным вопросам , так что их соотношение друг с другом должно мыслиться скорее по принципу дополнительности , чем по принципу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=