Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 6 К . Н . Вентцель был , в определенном смысле , последователем идей Толстого . Идея свободы , провозглашенная Л . Н . Толстым , в трудах К . Н . Вентцеля получает дальнейшее оригинальное развитие . Этический либерализм русских мыслителей Л . Н . Толстого и К . Н . Вентцеля характеризуется тем , что смыслообразующим концептом их систем является достоинство человеческой жизни . Согласно позиции мыслителей , человеческая жизнь определяет качество государственного и социального устройства общества . Именно поэтому главной категорией толстовского учения и этики Вентцеля является категория моральной свободы . Жизнь , как основополагающий концепт , рассматривается ими как живое , внутренне свободное начало бытия , достоинство ( ценность ) жизни определяется как нравственное творчество и соответственно как нравственный след , способствующий одухотворению и совершенствованию жизни . Основа этики Вентцеля – понятие свободы . Свобода представляется ему как неотъемлемое право человека как живого существа . Категория свободы в понимании мыслителя - основа нравственности как творчества , совершенствования личности , свобода – высшая ценность человеческой жизни . В своей статье « Цепи невидимого рабства » он задается вопросом о том , что заставляет человека быть несвободным , считая , что самое страшное для человека несвобода духа , духовная зависимость . Он видит , что причина несвободы в отсутствии понимания , знания о превосходстве духовной свободы , позволяющей человеку находиться в состоянии творческого устремления . « Люди , - размышляет мыслитель , - отказываясь от своей воли и позволяющие опутать себя цепями невидимого рабства , не понимают и не сознают , какое это великое благо - обладать свободною душою ». Именно поэтому необходимо бороться с авторитетами « чтобы освободить индивидуальную человеческую волю от всякого подчинения ». Категория свобода связана с философско - космологическими идеями Вентцеля , в центре которых – понятие всеединства человека и космоса . Человек , по мнению мыслителя , « со всем Космосом составляет одно нераздельное целое , которое развивается ». Человек независимо от его желания « так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни » [9, с . 162]. Отсюда он формулирует цель космического воспитания , которая , по его мнению , заключается в том , чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической . Таким образом , идея свободы основывается на оригинальной теории космического всеединства , которое определяет содержание его космической педагогики , представляющей собой своеобразную систему философию образования .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=