Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 9 руководствуется в своих поступках . « Человек , несвободный в своих поступках , всегда чувствует себя свободным в том , что служит причиной его поступков , – в признании или непризнании истины … Так , человек , совершив под влиянием страсти поступок , противный сознаваемой истине , остается все - таки свободным в признании или непризнании ее , т . е . может , не признавая истину , считать свой поступок необходимым и оправдывать себя в совершении его , и может , признавая истину , считать свой поступок дурным и осуждать себя в нем » [14, с . 280]. Таким образом , свобода , согласно Толстому , есть возможность признания или непризнания истины : человек может , признавая открывшуюся ему истину и исповедуя ее , стать свободным и радостным деятелем « вечного и бесконечного дела », совершаемого Богом или жизнью мира ; или же может , не признавая этой истины , сделаться рабом ее и быть « насильно и мучительно влекомым туда , куда он не хочет идти ». Толстой замечает при этом , что не каждая истина может служить предметом свободного выбора : признания или непризнания . Есть три рода истин . Первые – давно уже признаны или самим человеком , или переданы ему воспитанием и приняты им на веру ; следование им стало для человека привычкой , второй природой . Второй род истин – туманен и неясен ; это всего лишь « бессознательные предчувствия » вероятных событий и процессов . « Человек , – полагает Толстой , – одинаково несвободен в непризнании первых и в признании вторых ». Но есть третий род истин , которые не стали еще для человека бессознательным мотивом деятельности , но вместе с тем уже с такою ясностью открылись ему , что он не может обойти их и неизбежно должен так или иначе отнестись к ним : признать или не признать их . По отношению этих - то истин и проявляется свобода человека » [14, с . 281]. Толстой , безусловно , имеет здесь в виду высшие , духовные « метафизические » истины , к числу которых принадлежат в первую очередь идеи Бога , свободы и бессмертия , а также широкий круг религиозно - философских « истин » и морально - этических ценностей , таких как благо , зло и др . В этом смысле толстовская концепция свободы является своеобразной интерпретацией библейской мифологемы свободы выбора добра и зла . Оригинальность Толстого в том , что сам факт признания или непризнания высших духовных истина становится у него необходимым условием « онтологизации » духа , становления духовного бытия . Признавая духовную истину , человек тем самым необходимо претворяет ее в жизнь , преобразует жизнь в соответствии с духом данной истины . Свобода признания истины является для Толстого и свободой ее воплощения , ибо невозможно , признавая духовную истину , поступать вопреки ей . Однако само по себе следование духовной истине не является гарантией непогрешимости человеческих действий . Свобода всегда содержит в себе риск заблуждения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=