Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 13 И только в динамических по самой своей природе процессах творчества стереотипы становятся препятствием : они закрепощают мышление , заставляют его двигаться по проторенным путям , не ведущим , как известно , никчемуновому » [8, с . 76-77]. Педагогические стереотипы как « поведенческие , мыслительные или аффективные ( эмоциональные ) эталоны , на которые ориентируется педагог в своей профессионально - педагогической деятельности », могут играть как позитивную , так и негативную роль в анализе педагогических ситуаций , вычленениии решениипедагогических задач [9, с . 23]. Положительное влияние их обусловлено тем , что как в процессе обучения в вузе , так и в системе повышения квалификации у педагогов входе освоения психолого - педагогических дисциплин формируют иразвивают представления о сущности педагогической деятельности как деятельности по непрерывному анализу ситуаций , вычленению и решению учебно - воспитательных задач , а также способствуют ознакомлению с различными типологиями данных задач и обучению учителей алгоритму их решения . Сформированные у педагогов эталонные образцы и технологии деятельности помогают учителю быстрее сориентироваться в конкретной учебно - воспитательной ситуациииоптимизироватьпоискпутейи способовее разрешения . Этим , пожалуй , и ограничивается позитивная позиция стереотипов в педагогической деятельности . Если же говорить о негативном влиянии стереотипов на мышление и деятельность учителя , то необходимо подчеркнуть вред , который они наносят продуктивности этой деятельности . Являясь важнейшим фактором становления профессионального мышления , стереотипы влияют на формирование ценностных ориентаций ипрофессиональной направленности педагога . Стандартное отношение учителя к образовательному процессу , привыкание к сложившимся условиям профессиональной деятельности , основанные на прошлом опыте и устаревших профессиональных знаниях ( особенно это актуально в современной школе , где значительная часть учительства достигла пенсионного возраста ), приводят , во - первых , к подмене учителем педагогических задач задачами функциональными , во - вторых – к шаблонному , банальному их решению . Стереотипы личности как некритически усвоенные стереотипы массового сознания являются причинами педагогических ошибок , которые и приводят как к профессиональным , так и к личностным деформациям и деструкциям как самогопедагога , таки его воспитанников . Стереотипы возникают в деятельности , как правило , в результате использования неизменно повторяющихся , ставших обычными , рутинными действий . Такая ситуация характерна для учительского труда , который по своим формам и способам деятельности достаточно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=