Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 18 В связи с этим важно постижение путей становления личностных смыслов жизнедеятельности индивида и их культурно - исторического содержания . Данное обстоятельство является императивом при исследовании личностногоразвития субъекта образовательногопроцесса . Применяя известные в психологии и педагогике самооценочные тесты , различного рода анкеты , анализ продуктов познавательной деятельности и др ., мы выявили тенденции динамики личностного и профессионального роста студентов , факторы стимулирующие и тормозящее развитие будущих учителей , но не получилипока достоверной информации об индивидуальных траекториях движения студентов в образовательном пространстве университета с целью их профессиональной идентификации . Являясь субъектами образования , творчески участвующими в создании образовательного пространства вокруг себя , студенты осознают смысл и значение своей познавательной деятельности , влияя тем самым на социальную ситуацию развития , динамику ведущего вида деятельности и важнейших психических новообразований студенчества как специфической социально - профессиональной группы . Выявление индивидуальных вариантов личностного и профессионального развития как формы проявления возрастных особенностей студентов побудило нас к использованию адаптированных к задачам нашего исследования таких методов , как включенное наблюдение , беседа - интервью , анализ письменных ( рефлексивных ) работ , монографическое изучение личности , генетический анализ , педагогический консилиум и др . При этом содержательная составляющая перечисленных методов была ориентирована на получение информации , способствующей пониманию и интерпретации смысла действий субъекта образовательного процесса . Данный антропологический подход основывается на взгляде на человека как на существо созидающее себя . Такое понимание позиции личности в образовательном процессе побудило нас выделить в качестве ведущего качественного метода педагогического исследования наблюдение во всех его ипостасях : внешнее и включенное , самонаблюдение , интроспекцию , метод объективного самонаблюдения , естественный эксперимент идр . Разрабатывая программы всех видов наблюдений , мы ориентировались на необходимость монографического изучения субъекта , т . е . выявление закономерностей и путей самодвижения личности к вершинам профессионализма и продуктивности в образовательной деятельности . Реализация многообразных программ наблюдения и самонаблюдения требует тщательной проработки средств фиксации результатов наблюдения ( дневниковых записей , самофотографии отдельных моментов жизнедеятельности , видео - и аудиозаписей и др .). При этом важно ориентировать всех участников исследования на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=