Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 55 Анализ и интерпретация полученных результатов и сравнение их с другими аналогичными исследованиями позволили нам выявить комплекс познавательных затруднений , с которыми сталкиваются студенты первого курса в образовательнойдеятельности : 1) ценностно - мотивационные затруднения Для большинства опрошенных студентов (153 человека , 85 %) преобладающим мотивом обучения в вузе становится получение диплома о высшем образовании . Приобретение психолого - педагогических знаний не является , по мнению 50 % респондентов (90 человек ), необходимыми условиями для достижения выбранной цели . 38 % первокурсников (68 человек ) указали , что в выборе высшего учебного заведения они руководствовались лишь информацией о конкурсе («… мне было все равно в какой вуз подавать документы , лишь бы конкурс выдержать …»). Результаты наблюдения подтверждают данные анкетирования . Большинство студентов первого курса не проявляют заинтересованности при рассмотрении вопросов , связанных со спецификой педагогической профессии , требованиями , предъявляемыми к современному педагогу . Некоторые первокурсники отказываются участвовать в дискуссии ( например , « Каким быть современному учителю ?») и групповом обсуждении различных педагогических проблем , мотивируя отказ тем , что они с педагогической профессией еще не знакомы и изучить ее особенностине хотят , так какне собираются работать вшколе . 2) организационно - педагогические затруднения Данная группа затруднений связана с недостаточной осведомленностью студентов о структуре , логической организации , методах и средствах познавательной деятельности в педагогическом вузе . Рассогласованность между представлениями первокурсников о вузовских требованиях и реальными требованиями к обучению в университете стала причиной возникновения затруднений этого вида . Треть опрошенных (33 %) отметили , что при поступлении в вуз абсолютно не представляли себе те требования , которые предъявляются в вузе в процессе обучения . Молодые люди указали на незнакомые им правила подготовки к занятиям различных форм (85 первокурсников (47 %) отметили , что им трудно восприниматьматериал в течение полутора часов на лекции ; 32% указали , что не успевают готовиться к семинарам и лабораторно - практическим занятиям ). 3) собственнопознавательные ( дидактические ) затруднения Данный вид затруднений связан с недостаточной сформированностью умений учебно - познавательной деятельности . Анкетирование первокурсников показало , что 47 % студентов , посещая библиотеки , не могут найти в литературе необходимый для подготовки к занятиямматериал ( следует отметить , что такого же мнения относительно первокурсников придерживаются 85 % из 20 опрошенных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=