Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 61 УДК .378.317 Л . А . Орлова ТГПУим . Л . Н . Толстого ( г . Тула , Россия ) Тел .: (4872) 35-78-13, e-mail: orlov@tspu.tula.ru ПОНИМАНИЕКАККЛЮЧЕВАЯХАРАКТЕРИСТИКАМЫШЛЕНИЯУЧИТЕЛЯ В статье с позиций герменевтического подхода описывается процесс понимания педагогом внутреннего мира ученика . Прослеживаются взаимосвязи логических и ценностно - смысловых , интеллектуальных и аффективных , познающих и интерпретирующих процессов вмышлениипедагога . Ключевые слова : педагогическое мышление , герменевтический подход , понимание , когнитивныйиаффективныйаспектымышления . Проблемы , посвященные исследованию природы педагогического мышления и поиску путей его формирования , остаются в разряде актуальных , поскольку профессиональная деятельность учителя осуществляется сегодня в динамичных , порой неоднозначных , сложных социо - культурных ситуациях , требующих критичного осмысления и взвешенных решений . Особый интерес в области теории педагогического мышления представляют работы профессора А . А . Орлов и его научной школы . В кандидатских и докторских исследованиях объясняется природа педагогического мышления , изучается его категориальное содержание , выявляется роль аксиологических оснований . Регулирующая функция последних , по мнению А . А . Орлова , проявляется в существующей зависимости между системой ценностей , сформированных у педагога , и характеромосуществляемойимпедагогическойдеятельности [1; 2]. В работах представителей научной школы профессора А . А . Орлова в последние годы активно разрабатывается герменевтический подход , который в гуманитарных науках приобрел статус одной из ведущих методологических стратегий . В данных исследованиях уточняется и конкретизируется педагогический смысл важнейших категорий герменевтики – понимание , смысл , диалог , интерпретация , герменевтический круг и др . Герменевтический подход реализуется через гуманистическое объяснение педагогической действительности , через использование интерпретативных техник , источниками которых выступают образовательная практика , художественные тексты , научные текстыпедагогическойнаукиидругихобластей гуманитарного знания . В традициях научной школы , педагогическая деятельность изучается как феномен герменевтичный по своей природе , поскольку в ее содержании обязательно присутствуют диалог , истолкование , смыслообразование , поиск взаимопонимания . В современной ситуации

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=