Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 64 индивидуальные особенности ученика – педагогические средства », экстраполяции выводов педагога и др . Названные действия позволяют учителю вникнуть во внутренний мир ученика , встать на его позицию и с этой точки зрения объяснить проблемы ребенка , открыть для себя причины и значения его поступков . Педагог как бы пытается объяснить самому себе : почему одни дети более успешны в учебе , общении , а другие испытывают серьезные трудности ; почему на одно и тоже педагогическое воздействие у школьников возникают разные эмоциональные и поведенческие реакции . Подлежат пересмотру и переосмысливаются модели взаимодействия учителя и школьников , деятельность самого педагога . Вся эта колоссальная работа осуществляется не только с помощью логики , но и чувств . Здесь очень важно , чтобы учитель смог эмоционально идентифицировать себя с ребенком , проникнуться желанием помочь ему преодолеть трудности , открыть сильные стороны . Без этогоневозможнопризнатьиндивидуальность ученика . Признание – пожалуй , самый трудный этап на пути к пониманию ученика , поскольку признать за ребенком право быть непохожим на других , быть самим собой в состоянии педагог , глубоко осознавший ценность человеческой личности вообще , ее духовную сущность , потенциальные возможности саморазвития . Именно здесь проявляются профессиональные позиции и ценности педагога , которые составляют центральное звено его общей и профессиональной культуры . Если у учителя отсутствует восприятие каждого ребенка как личности , как неповторимой индивидуальности , если смысл своей профессии он не видит в том , чтобы способствовать развитию и совершенствованию этой личности – труднождатьот такогопедагога уважения к своимпитомцам . Принимать ученика – значит идти от положительного в нем , культивировать это положительное , создавать педагогически комфортную среду , которая обеспечивала бы и стимулировала развитие позитивных сторон личностишкольника . Речь идет о том , чтобыпринимать ученика не декларативно , на словах , а действенно , оказывать ему необходимую педагогическую помощь и поддержку . Поэтому реализацию данного этапа мы связываем непосредственно с практической деятельностью учителя . И , конкретно , с организацией образовательного процесса , учитывающей индивидуально - личностные потребности ребенка ; с расширением традиционных рамок взаимоотношений « ребенок – учитель , ведомый – ведущий » и выстраиванию такого общения , которое поддерживает детскую самостоятельность и закрепляет за учеником статус соучастника педагогическогопроцесса . Таким образом , понимание ученика – сложный процесс , строящийся на единстве интеллекта и аффекта , на регуляции мышления эмоциональными переживаниями и состояниями . В процессе понимания эмоциональное личностное отношение педагога к ученику приобретает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=