Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014
ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 7 педагогических задач во многом определяется степенью сформированности ценностных ориентаций и отношений учителя , так как задача , должна быть не только понята , но ипринята субъектом , т . е . соотнесена с потребностно - мотивационной и эмоционально - волевой сферами личности педагога . Способность и умение профессионально грамотно вычленять и решать педагогические задачи обусловлены , прежде всего , ценностными ориентациями учителя , которые психологи определяют как способ дифференциации личностью объектов профессиональной деятельности по их значимости . Это обстоятельство делает необходимым изучение процедуры поиска , формулирования и решенияпедагогической задачи , т . е . процессапрофессиональногомышления учителя , не только с понятийно - логической ( гносеологической , гностической , когнитивной ), ноиаксиологическойсторон . Ценности профессиональной деятельности учителя в новых социально - экономических условиях все чаще ставятся предметом педагогических исследований . Результаты нашего обследования более 500 учителей Тульской , Ленинградской , Тамбовской областей и Хабаровского края в основном совпадают с выводамидругихисследователей . Изучая ценностные отношения педагогов к профессии , мы сочли возможным выделить следующие основные группы . К первой мы отнесли условия , позволяющие педагогу комфортно ощущать себя в профессиональной деятельности : возможность влиять на организацию учебно - воспитательного процесса ( ее выделили 71 % учителей ); наличие свободы в выборе методов педагогической работы (53 %); относительную четкость определения круга основных обязанностей , благоприятную обстановку вшколе , признание личных заслуг каждого (91%); возможность проверятьнапрактикеразличныепедагогическиеидеи (39%). Во вторую группу ценностных факторов профессии включили те , что связаны с личностно - мотивационной сферой учителя : возможность участвовать в разработке авторских программ ( это ценность для 57 % учителей ); методическое обеспечение учебно - воспитательного процесса ( для 77%); оказание помощи молодым учителям ( эту ценность назвали 69 % педагогов , имеющих стаж работы более 10 лет ); участие в исследовательской и инновационной работе и научных конференциях (39 %); возможность общаться с родителями учеников и влиять на внутрисемейные отношения (31% педагогов ). В третью группу вошли ценности , отражающие управленческие аспекты образовательной деятельности . Возможность конструировать урок с учетом способностей и интересов учащихся в качестве фактора ценности профессии отмечают 85 % учителей . Пытаясь реализовать данный вид деятельности в своей повседневной работе , 67 % из них испытывают серьезные трудности . Умение четко формулировать цели учения для обеспечения учебной деятельности , соответствующей потребностям
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=