Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 78 нормы », и эта компетенция весьма условно может быть отнесена к сфере аксиологии . Кроме того , выделим те компетенции , которые хотя и не корреспондируют с положениями профессионального стандарта , но явно относятся к ценностно - смысловой сфере : « осознает социальную значимость своей будущей профессии , обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности » ( ОПК -1) и « способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности » ( ОПК -4) [4]. Отметим , что в структуре основной образовательной программы Стандарт помещает ОПК -1 и ОПК -4 во все учебные циклы ( ГСЭ , ЕН и профессиональный ), ОК -13 – только в цикл ГСЭ . А вот в ряду « знать – уметь - владеть » аксиологический компонент результатов освоения программы представлен следующим образом : « знать ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования ». Что совсем не предполагает положительного отношения к даннойдеятельности . В рамках международного образовательного и исследовательского проекта «Tuning Russia» в список общих компетенций (general competences), необходимых для любого современного специалиста с высшим образованием , участниками проекта были включены следующие позиции : « способность действовать в соответствии с принципами социальной ответственности и гражданского сознания » и « способность действовать в соответствии с этическими нормами » [6]. При разработке программы предметной области « Образование » эти общие компетенции трансформировались в следующие предметные (subject competences), на языке ФГОС ВПО - общепрофессиональные - « способен понимать высокую социальную значимость профессии и соблюдать принципы профессиональной этики » и « способен применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные нормативно - правовые документы » [1]. Подчеркнем , что при опросе работодателей и выпускников компетенция « способен действовать в соответствии с этическими нормами » заняла верхнююпозицию в рейтинге , какнаиболее значимая для профессиональной деятельности педагога . В соответствии с этим при разработкемета - профайла - « ядра » предметной области , модели структуры и сочетаний ее важнейших компетенций - участниками проекта данная компетенция была определена в качестве центральной , системообразующей ( табл .1). Итак , сопоставим : Таблица 1 Сравнительнаятаблицанормативных документов Профессиональный ФГОСВПО Ключевые ориентиры

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=